Туда и обратно: как изменятся транспортные тарифы в Москве в 2020-м
С 1 февраля 2020-го стоимость проезда в московском общественном транспорте изменится. В среднем по году она повысится на 3% — это ниже ожидаемого уровня инфляции (3,7%). Индексация тарифов коснется не всех типов билетов. Главное решение: цена «безлимиток» останется на прежнем уровне. Чего ждать москвичам и с чем связано подорожание — в материале «Известий».
Дорожает всё
Повышение стоимости проезда в общественном транспорте неизбежно. Оно обусловлено объективными экономическими причинами. Поднять цену попросили все столичные перевозчики, работающие по госконтракту. Их расходы постоянно увеличиваются.
Во-первых, в 2019 году на 5,4% стала дороже электроэнергия. Мосметро тратит на электричество значительную часть средств.
Во-вторых, поднялись цены на топливо. В 2018 году расходы Мосгортранса по этой статье превысили 1 млрд рублей. По прогнозам, стоимость топлива должна была повыситься на 3,4%, а по факту — на 20,6%. В этом году ожидается рост на уровне 3,3% — это 250 млн рублей.
По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, замораживать тарифы в этих условиях — неудачное решение.
«Издержки транспортных предприятий растут по многим объективным причинам быстрее темпов инфляции. Добавим к этому, что энергичное развитие сети метрополитена и появление МЦК делают сегодня доступными ежедневные поездки на расстояния, куда большие, нежели несколько лет назад. Для горожан этот факт сугубо позитивный — расширяются возможности выбора рабочего места; для транспортных предприятий — сугубо проблемный, так как средние затраты на перевозку одного пассажира растут. В этих условиях замораживание тарифов сильно бьет по интересам транспортных предприятий и в конечном итоге не идет на пользу пассажирам», — пояснил он.
Безлимитные билеты
Хорошая новость для постоянных пассажиров московского транспорта — стоимость основных безлимитных билетов не изменится. Речь идет о тарифах по карте «Тройка». Их цены замораживаются: сутки — 230 рублей, трое суток — 438, месяц — 2170, три месяца — 5430 и год — 19500. В пригородной зоне МЦД тарифы тоже сохранятся на том уровне, на каком были заявлены при открытии диаметров: сутки — 285 рублей, трое суток — 545, месяц — 2570, три месяца — 6940 и год — 24450.
Подорожают только 30-дневный бумажный билет «Единый» и месячная «безлимитка» для наземного транспорта. В первом случае — с 2770 до 2900 рублей, во втором — с 1140 до 1180 рублей.
Замораживание цен на безлимитные билеты позволит постепенно увеличить долю их пользователей. Как отметил заведующий кафедрой финансового менеджмента РЭУ имени Плеханова Константин Орлов, это ведущая мировая практика.
По его словам, высокая доля «безлимитчиков» повышает экономическую стабильность транспортных предприятий и увеличивает мобильность населения. Орлов добавил, что сейчас такими билетами пользуется не более 17% московских пассажиров.
«Стабилизация цен на безлимитные билеты на уровне двухлетней давности может повысить их долю до европейского уровня 50%. Пройдет время, люди увидят разницу и сориентируются», — заявил эксперт.
По данным столичного департамента транспорта, число пассажиров, пользующихся безлимитными тарифами, выросло почти в три раза с 2013 года.
«Тройка» и другие
Лимитированные билеты и тарифы «Тройки» подорожали примерно на 3%. Стоимость 1–2 поездок по «Единому» увеличится на два рубля — до 57 и 114 рублей. На столько же возрастет цена проездного при бесконтактной оплате банковской картой или телефоном — с 42 до 44. 60 поездок будут стоить 1970 рублей вместо 1900.
По тарифу «Кошелек» на «Тройке» одна поездка обойдется в 40 рублей, а с пересадкой на другой транспорт — 62 (40+22). Сейчас билеты стоят соответственно 38 и 59 рублей (38+21).
Дороже стали и льготные билеты для учащихся. Цены проездных на метро повысились с 395 до 405 рублей на месяц и с 1185 до 1215 на три месяца, а на наземный транспорт — с 260 до 265 и с 780 до 795.
Директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко подчеркнул, что раньше формирование тарифов определялось во многом отдельными перевозчиками, а сейчас в единую систему фактически включены все затраты по улучшению транспортной инфраструктуры города.
«Это обновление подвижного состава, в первую очередь автобусов и трамваев, ввод в эксплуатацию новых станций метро и МЦК. Содержание каждой станции стоит дополнительных денег. При этом городу необходимо поддерживать уже существующие темпы улучшения качества транспортных услуг, особенно в вопросах обеспечения безопасности», — сказал он.
За последние девять лет в Москве добавилось 350 новых маршрутов наземного транспорта и более 80 станций метрополитена. Только в 2019-м открылось восемь станций подземки, а протяженность линий увеличилась в полтора раза.
В 2020 году Мосгортранс и работающие по госконтракту перевозчики проедут на 6,3 млн км больше, чем в 2019 году. Откроются 36 новых наземных маршрутов, на линии выйдут более 2500 тыс. автобусов, 1280 вагонов метро, более 500 электробусов и 200 трамваев.
Автомобилисты, пользующиеся Московскими центральными диаметрами, могут бесплатно оставлять машины на обустроенных парковках со шлагбаумом. Возле станций МЦД «Царицыно», «Тимирязевская», «Дегунино», «Беговая», «Волоколамская», «Лианозово» и «Кунцевская» организованы специальные перехватывающие парковки. При совершении двух поездок на МЦД, первая из которых — от ближайшей станции, парковка будет бесплатной.