Суха теория: как финтех выращивает кадры
В Сочи завершился форум инновационных финансовых технологий Finopolis. Это одно из ключевых событий в области финтеха в России. Эксперты обсуждали внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в финансовую сферу, его проблемы и перспективы. Рынку сейчас объявлено много вызовов: нужно решать проблемы кибербезопасности, повышения качества услуг, обработки больших массивов данных, общественного доверия и другие. На этом фоне особенно острым становится вопрос подготовки молодых специалистов. Как над этим работают — в материале «Известий».
Нехватка кадров
Главным мероприятием молодежной программы форума стал хакатон, в котором приняли участие 17 студенческих команд. Они должны были решить определенные бизнес-задачи от лидеров финансового рынка. Первое место разделили две команды. Первая — Techtación — предложила улучшение биометрической системы идентификации для защиты от мошенничества. Вторая — PPnP — придумала лучший вариант геймификации для банка на основе информации о трансакциях.
Хакатоны, олимпиады, школы и курсы от IT-компаний позволяют подросткам и молодым людям проявить таланты в IT-сфере и в перспективе получить работу в крупных компаниях.
В России приоритетным направлением развития ИИ стала оптимизация производственных процессов, тогда как западные специалисты в первую очередь стремятся с помощью него наладить взаимодействие клиента с бизнесом. Российская финансовая отрасль, как и многие другие непроизводственные, страдает от недостатка IT-специалистов.
Выпускников технических вузов недостаточно. По оценкам Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, российские компании нуждаются в 120 тыс. IT-специалистов ежегодно, а университеты и институты выпускают в три раза меньше.
Кроме того, качество образования не соответствует потребностям рынка. Изменения учебных программ требуют огромного количества согласований в профильных министерствах, ведомствах и на экспертных советах. На это требуются месяцы и годы, поэтому школы и вузы не успевают за развитием инновационных технологий.
В то же время доля рынка искусственного интеллекта во всем мире в ближайшие годы будет только расти. В 2017 году только 35% российских компаний инвестировали в ИИ, а в мире — 54% и обогнать мировые показатели (63%).
В этих условиях многие отечественные IT и финансовые компании создают свои обучающие программы.
Бизнес и образование
Свое решение проблемы подготовки молодых специалистов предложила группа «Тинькофф». Она создала специальные образовательные IT-программы для школьников и студентов. Они включают несколько направлений: курсы для студентов «Финтех-школа», курсы для школьников Tinkoff Generation, академические программы в сотрудничестве с вузами, программы Tinkoff Internship для старта карьеры и отдельные мероприятия: хакатоны, олимпиады, встречи с выпускниками.
Для школьников в «Тинькофф» существует три курса: алгоритмы и структуры данных, машинное и глубокое обучение и олимпиадная математика. Подростки также могут посещать кружки и состязаться друг с другом на олимпиадах и турнирах.
Студенческие программы уже нацелены на поиск новых перспективных сотрудников для компании. Здесь важную роль играет проект Tinkoff Internship. Он позволяет интернам получить опыт, заработать деньги, а во многих случаях устроиться на работу. Формат продуман так, чтобы студентам не приходилось пропускать занятия и жертвовать подготовкой к сессии.
Обучать интернов выгодно по нескольким причинам. Одна из них — высокая конкуренция в высокотехнологичных областях. Спрос на специалистов гораздо выше, чем предложений на рынке труда. Если оставить всё как есть, то станет хуже: в 2020–2040 годах отрасль неизбежно столкнется с последствиями демографической ямы 1998 года.
По словам вице-президента «Тинькофф» Константина Маркелова, молодые люди, которые хотят участвовать в образовательных программах компании, должны обладать определенными качествами. «В первую очередь — это не зашоренный студент, а человек, умеющий мыслить нестандартно, решать новые задачи, у которого в голове нет ограничений и рамок. Не обремененный опытом в банках, он не станет говорить «это сложно» или «невозможно». Как правило, самые сильные ребята — это 2–4-е курсы с олимпиадным прошлым и большой мотивацией», — сказал он.
Основатель «Тинькофф» Олег Тиньков подчеркивает, что привлекать в программы молодых людей нужно как можно раньше. «Мы сотрудничаем с кафедрой мехмата МГУ, МФТИ, у нас есть «Финтех-школа». Но феномен, с которым мы столкнулись, заключается в том, что когда мы начинаем работать со студентами 3–4-х курсов, это уже поздно. Надо начинать с первых курсов», — отметил предприниматель.
Объединение бизнеса с системой образования — одна из самых эффективных моделей подготовки кадров, особенно в условиях постоянно меняющейся реальности. Это позволяет студентам решать задачи, которые актуальны здесь и сейчас. Молодые люди получают практические навыки, что устраняет главную проблему классического обучения — совершенную неподготовленность выпускника вуза к реальной работе.