Близкие контакты: правительство запустит новый тип госуслуг
Правительство планирует запустить контакт-центр и специальные сервисы для граждан, с помощью которых можно будет получить полную информацию о государственных услугах — как местных, так и федеральных. Об этом на заседании правительства заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, в социальной сфере планируется 12 таких сервисов, которые будут помогать по самым важным направлениям, таким, как забота о здоровье, получение образования, работы, выход на пенсию, семейные дела, и другим.
В настоящее время в России насчитывается более 380 видов мер социальной поддержки, в том числе 44 — на федеральном уровне и 343 — на региональном и муниципальном. На практике действует более 30 тыс. вариантов их реализации. Предоставляются такие услуги на основе обращения гражданина.
Аудитория электронных государственных сервисов показывает ежегодный рост. В 2018 году доля россиян, которые пользуются дистанционными услугами, достигла 74,8%. При этом в 2017 году она составляла 64,3%, а в 2016 году — 51,3%. За прошлый год число пользователей портала госуслуг увеличилось на 21 млн. И теперь составляет 86 млн. При этом количество посещений портала возросло более чем на 30%, до 582 млн.
Несмотря на популярность госуслуг, по словам Дмитрия Медведева, люди часто просто не в курсе того, что им полагается от государства. Например, молодые семьи, где один из родителей моложе 30 лет, не всегда обращаются за пособием в связи с рождением ребенка. А семейные пары, которые отмечают юбилеи, например, золотые свадьбы, не знают, что в некоторых регионах они могут получить к торжеству выплату от государства.
Правительством рассматривается возможность создания единого контакт-центра для граждан, через который они при желании узнают о полагающихся им льготах. Кроме того, как отметил глава кабмина, есть предложение разработать новый вид госуслуг — суперсервисы. Они помогут человеку получить комплекс услуг в зависимости от ситуации при его минимальном участии. Например, при рождении ребенка суперсервис проинформирует родителей о положенных льготах, а его регистрацию оформит без каких-либо заявлений.
— Нужна система информирования, причем персонифицированная, то есть о тех мерах, которые подходят каждому конкретному человеку, именно в его случае, — подчеркнул Дмитрий Медведев.
В социальной сфере планируется создать 12 таких суперсервисов — они помогут по самым важным направлениям, таким, как забота о здоровье, получение образования, выход на пенсию и так далее.
Также сейчас стоит задача по внедрению сервисов в «проактивном формате». Имеется в виду выполнение услуги автоматически, без отдельных заявлений со стороны граждан.
— Термин, конечно, не очень хороший, мы очень часто любим иностранные термины в виде кальки заимствовать: proactive на самом деле — всего-навсего «предварительный» формат. Давайте мы не будем русский язык засорять ненужными словами. Тем не менее такой предварительный формат взаимодействия людей с государством действительно необходим, это правда, — заявил Дмитрий Медведев.
Как ранее сообщали «Известия», Минэкономразвития собирается провести эксперимент по оказанию госуслуг в банках. Протестировать новые функции планируется в шести российских кредитных организациях: Сбербанке, Россельхозбанке, ВТБ, Связь-банке, Газпромбанке и Тинькофф банке.
Банки будут предоставлять услуги как через отделения, так и онлайн. Их функционал распространится на отдельные сервисы Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов.