Заявочный ремонт: жаловаться на дороги разрешат на сайте госуслуг
Россияне смогут пожаловаться на некачественные автодороги на портале госуслуг gosuslugi.ru. Сервис должен заработать в конце года, следует из протокола заседания проектного комитета, возглавляемого вице-премьером Максимом Акимовым. Пользователи получат возможность проконтролировать ремонт трасс по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» — направить замечания, подкрепив их фотографиями. Подобные сервисы уже есть в регионах, но далеко не все они эффективны — бывали случаи, когда чиновники отчитывались перед руководством и жителями, ретушируя ямы на снимках, предупреждают эксперты. Поэтому разработчикам необходимо создать механизм контроля за дорожниками со стороны надзорных органов.
Прогонят через портал
На портале госуслуг можно будет проконтролировать ремонт трасс в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД). Такой функционал должен быть разработан Минкомсвязью при участии Минтранса и Росавтодора, говорится в протоколе заседания проектного комитета нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» от 25 сентября под председательством вице-премьера Максима Акимова. Копия документа есть у «Известий». Речь идет об участках дорог, включенных в проект БКАД.
— Минкомсвязи <..> обеспечить разработку функционала, позволяющего на основе геопозиционирования получать информацию о наличии в определенном радиусе участков дорог, включенных в БКАД, а также оценить ход работ и их результаты, в том числе посредством направления электронного письменного отзыва с приложением фотографий и геометкой, — говорится в протоколе.
Согласно документу, с 1 декабря он заработает в тестовом режиме для всех посетителей портала.
В Минтрансе переадресовали вопросы «Известий» в Минкомсвязь. В Минкомсвязи подтвердили, что в настоящий момент такая работа ведется ведомством совместно с Минтрансом и Росавтодором.
В секретариате Максима Акимова сообщили «Известиям», что основная цель проекта — создать интерактивный канал обратной связи с населением по нацпроекту БКАД. Для этого необходимо задействовать «Госуслуги», где зарегистрировано уже более 90 млн жителей.
— Любому человеку должно быть максимально удобно получать информацию о статусе ремонта на его улице в рамках нацпроекта. А в случае замечаний к качеству или срокам выполнения работ пользователь должен иметь возможность сообщить об этом заказчику — государству, — отметили в секретариате вице-премьера.
В Росавтодоре сообщили «Известиям», что в этом году в рамках БКАД из федерального бюджета регионам направлено 111,2 млрд рублей. На 8 октября в субъектах выполнено 84% запланированных работ по устройству дорожного покрытия, несколько регионов полностью завершили мероприятия.
Все работы на улично-дорожной сети проводятся в соответствии с техзаданиями, составленными на основе действующих нормативных документов, которых довольно много, рассказал «Известиям» член научно-технического совета Росавтодора Владислав Свежинский. Прежде всего это два ГОСТа — 2015 и 2017 годов, они отражают современные подходы к обеспечению безопасности дорожного движения.
Без надзора не сработает
В Федерации автовладельцев России (ФАР) уверены, что новый сервис на портале госуслуг будет полезен для автомобилистов. Замглавы ФАР Дмитрий Клевцов отметил, что на региональном уровне уже есть похожие сервисы — например, «Добродел» в Московской области и «Наш город» в столице.
— С точки зрения автомобилистов, таких сервисов должно быть больше. Это будет полезно и самому порталу госуслуг для его популяризации среди населения, — полагает он.
На портале «Добродел» есть восемь срочных категорий дорожных дефектов, которые должны устраняться за 24 часа, — аварийные ямы, дорожные знаки приоритета, светофоры, подтопление дорог, снег и наледь, открытые люки, аварийные опоры освещения, мусор на остановках общественного транспорта, рассказали «Известиям» в минтрансе Подмосковья. По остальным категориям жалоб работы проводятся в течение восьми дней. Всего в 2019 году по дорожному блоку на портале было зарегистрировано около 34,5 тыс. обращений, больше всего по поводу ям и выбоин на дорогах — свыше 15 тыс. Обращения также учитываются при долгосрочном планировании — наиболее проблемные участки (по которым поступает больше всего жалоб) попадают «шорт-лист» дорожников, так ежегодно формируется до 30% всей программы ремонта, отметили в областном минтрансе.
Дмитрий Клевцов, в свою очередь, напомнил о случаях «липовых» отчетов, например, на портале «Управляем вместе» в Пермском крае — чиновники выкладывали фото с якобы отремонтированными ямами, которые на самом деле ретушировали в графическом редакторе. На госуслугах контроль будет осуществляться на федеральном уровне, поэтому таких инцидентов не должно быть, добавил он.
Госуслуги — это всего лишь интерфейс для обращений граждан, вопрос в том, насколько жалобы будут действенными, возразил координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Необходимо обеспечить автоматический контроль за реакцией чиновников — сроками ответа и конечным результатом, то есть устранено ли нарушение, сказал он.