Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором

Фронт поэзии

Писатель Роман Сенчин — о лирических войнах Алексея Суркова
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Русская поэзия 1930–1950-х годов сделалась неким белым пятном нашей литературы: прежние знаменитости забыты, их стихотворения почти не переиздаются и не цитируются. 120-летие со дня рождения Алексея Суркова — хороший повод вспомнить, что было и кто был между Маяковским и Евтушенко.

Вообще-то Сурков всего на пять лет моложе Есенина, на два — Мариенгофа; он на 10 лет старше Павла Васильева, но крепко ассоциируется не с 1920-ми, когда литература вместе со всей страной бурлила и кипела, а с более поздним временем порядка и дисциплины.

Впрочем, таких поэтов немало: Николай Тихонов, Степан Щипачёв, Павел Антокольский, Александр Безыменский, Юрий Либединский, Илья Сельвинский, Владимир Луговской, Михаил Светлов… Они были разные, но никого из них я лично не могу представить молодым. Всё это пожилые, осанистые мужчины с портфелями.

Сурков родился в деревне в Ярославской губернии, с 12 лет служил «в людях». Октябрьскую революцию, конечно, приветствовал, и в 1918-м ушел добровольцем в Красную армию. За несколько месяцев до этого состоялся его литературный дебют в «Красной газете».

В Гражданской войне Сурков принял непосредственное участие — бил беляков из пулемета, служил в разведке, участвовал в Польском походе, почти год провел в плену у эстонцев, потом подавлял крестьянское восстание на Тамбовщине… В 1922-м вернулся в родную деревню, поднимал культуру, был селькором, продолжал писать стихи, в 1924-м случилась публикация в «Правде». Чуть позже Сурков стал членом ВКП(б).

Через четыре года он был выбран делегатом Первого Всесоюзного съезда пролетарских писателей, а после съезда остался в Москве. В том же году вошел в руководство РАППа; в 1934-м окончил Институт красной профессуры. После этого — бурная общественная работа и множество должностей.

Почему я так подробно описываю биографию Суркова? Чтобы показать постепенность вхождения его в литературную жизнь. Без шума, эпатажных выходок, без преданных почитателей и ярых ненавистников. Конечно, была борьба, но не литературная, а идеологическая. И Сурков был скорее не свободным художником, а рабочим в цехе литературы. Не столько творил, сколько выполнял задания. Первый его сборник — «Запев» — вышел в 1930-м. С тех пор книги издавались почти ежегодно, а иногда по две-три в год.

Помню Суркова и его сверстников, доживших до конца 1970-х — начала 1980-х. Они время от времени появлялись в телевизоре на трибунах разнообразных съездов. Старческими дребезжащими голосами пытались говорить зажигательные речи. Не знаю, кого они зажигали — возможно, таких же престарелых партийных руководителей, сидевших над трибунами.

Стихи этих поэтов почти не читали, предпочитая тех, кто был до или после них. С одной стороны, Блока, Мандельштама, Есенина, Маяковского, с другой — Рождественского, Евтушенко, Ахмадулину, Вознесенского…

Я познакомился с творчеством Суркова и его сверстников — далеко, признаюсь, неполным — уже в Литературном институте. И увидел, что по таланту, заложенному в них природой или полученному в юности, многие были сильнее и поэтов Серебряного века, и шестидесятников. Те же Сурков, Тихонов, Багрицкий, Луговской, Заболоцкий.

Но талантом они распорядились как-то однобоко, что ли. Отдали его общему делу, а поэт всё же индивидуалист, одиночка, идущий наугад по бездорожью жизни, карабкающийся по скалам судьбы. Недаром многие поэты так рано умирают: падают с этих скал и разбиваются.

У Суркова есть стихотворение «Герой», написанное в 1929-м. Лирический герой в нем — прообраз Павки Корчагина. Молодой парень, «безымянный гвардеец восставшего класса», «личность по части экзотики куцая», изглоданный «сыпняками, тревогами, вошью», учится «в огне, под знаменами рваными, в боевой суматохе походных становий», строит заводы, «орудует планами». И вот последняя строфа: «И совсем не беда, что густая романтика / Не жила в этом жестком, натруженном теле. / Он мне дорог от сердца до красного бантика, / До помятой звезды на армейской шинели».

По сути, позже это и станет романтикой: Гражданская война, восстановление страны, ударные стройки первой пятилетки… Показательно, что после публикации романа Островского «Как закалялась сталь» на автора посыпались обвинения в том, что написано слабо, герой, дескать, выдуманный. Но Михаил Кольцов, в то время популярнейший журналист, объявил, что именно такой герой нам и нужен, и роман стали превозносить, а Павка Корчагин стал символом эпохи.

Алексей Сурков в основном писал о войне. Сначала Гражданской, потом Великой Отечественной, затем так называемой холодной. «Вот так вся жизнь — то хлопоты, то войны. / И дни без войн, как прежде, беспокойны…»; «Видно, уж нам дорога такая — / Жить на земле от войны к войне…»

Его лирика, в которой совсем нет отголосков войны, слишком тиха и нежна, а боевые, гневные, горькие строки врезаются в мозг. Хотя по своему складу Сурков, конечно, был лириком. В чем иногда признавался: «Трупы в черных канавах. Разбитая гать. / Не об этом мечталось когда-то. / А пришлось мне, как видишь, всю жизнь воспевать / Неуютные будни солдата»

В русской поэзии Сурков остался как лирик-солдат. Стихотворением «В землянке». Его сейчас знают буквально все — как песню. «Бьется в тесной печурке огонь…»

После войны Сурков занимал поочередно, а то и одновременно множество постов, должностей, подписывал коллективные письма, клеймил империализм, избирался депутатом. Стихов публиковал всё меньше, да и не очень они получались. Сказывался и возраст, и занятость другими делами.

«Еще листок в календаре моем / Лег на душу, как новая нагрузка», — с печалью, прикрытой бодростью, признавался поэт.

Да, поэт. Обессмертивший себя по крайней мере одним, ставшим поистине народным произведением.

Автор — писатель, лауреат премии правительства РФ и «Большой книги»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир