Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ролан Быков любил юных зрителей со времен работы в ТЮЗе, не говорил при жене о других женщинах и был травмирован курицей. Об этом «Известиям» рассказала вдова великого режиссера и киноактера, заслуженная артистка РСФСР Елена Санаева. Беседа состоялась в преддверии памятной даты: 12 октября исполнится 90 лет со дня рождения Ролана Быкова.

— К юбилею Ролана Быкова вышла книга «Давай-давай, сыночки!» с вашими комментариями. Название — фраза из фильма с участием Ролана Антоновича?

— Так кричал командир партизанского отряда Локотков в фильме «Проверка на дорогах», когда из грязи вытаскивал полуторку с солдатами. В книгу вошли тексты Ролана Быкова о театре, кино. Там есть рассказы о работе с Михаилом Роммом, Андреем Тарковским. Кроме того, вышли его дневники, книжка стихов, сказка «Заколдованная принцесса», статьи, интервью, воспоминания о нем.

Ролан Быков и Елена Санаева 

Ролан Быков и Елена Санаева

Фото: Global Look Press/Russian Look/Igor Gnevashev

Собраны материалы и для моей книги, их уже две коробки. Надеюсь, Господь даст мне время и силы ее написать.

— Ролан Быков вспоминал, что влюбился в вас с первого взгляда. Помните момент встречи?

После первой встречи у меня и мысли не было связать себя с ним, наоборот, даже какое-то отторжение возникло. Но всё же меня, как и мою маму, всегда тянуло к талантливым умным людям. Есть мастера своего дела, есть опытные ремесленники, но яркие таланты такого ума, такой глубины, как Быков, встречаются очень редко. И делаются путеводной звездой на всю жизнь. Ролан Антонович был человеком эпохи Возрождения. Блок, говоря о своей жене, сказал: «У меня была одна женщина Люба и другие». У Ролана в жизни были Лидия Николаевна Князева (первая супруга), я и другие.

— Он всегда нравился женщинам. Вас не раздражало их внимание?

— Мы встретились в период, когда он расстался с Лидией Николаевной и был в поиске. О других женщинах он не рассказывал, я и не спрашивала.

— Вас он считал хорошей хозяйкой?

— Готовить в 30 лет я не могла не уметь, имея сына, семью. Даже если до замужества за тебя всё делала мама, так или иначе научишься. Ролан, кстати, не требовал ничего особенного, помню только, что в начале нашей совместной жизни сказал: «Лена, только, пожалуйста, не давай мне курицу, я травмирован «Аэрофлотом». Тогда синих бритых куриц давали в самолете.

— Вы жили в одной квартире с мамой Ролана Антоновича. Она сразу вас приняла?

В конце своей жизни в возрасте около 90 лет, она сказала: «Я Лене, за всё, что она сделала для Ролана, низко в ножки кланяюсь». Мне надо было прожить с мужем 25 лет, чтобы она это сказала. Мама переехала к Быкову из коммуналки, когда он получил небольшую двухкомнатную квартиру. Потом уже я обменяла эту двухкомнатную на трехкомнатную, и мы стали жить все вместе.

Елена Санаева, 1976 год

Фото: РИА Новости/В. Нисанов

— С творческими людьми в быту бывает непросто.

— Да вообще ни с кем не просто. В каждой семье свои пригорки, ручейки, но выбираешь-то главное.

— Чему главному вы научились у Быкова?

— Мы все очень склонны, говоря о ситуации, событии, человеке, припечатывать, давать категорические оценки. А он мне как-то сказал: «Давай о человека судить по каким-то вершинам, а не низменностям, этого у всех хватает». Он очень любил Пашу, своего пасынка, моего сына (Павел Санаев, писатель, сценарист, режиссер. — «Известия») и заметил однажды: «Лен, давай будем к нему субъективными, станем просто любить, объективных и без нас хватит».

— Быков хорошо понимал детей. Это жизненный опыт?

— Он служил в ТЮЗе восемь лет, играя иногда по 52 спектакля в месяц. Тогда и полюбил на всю жизнь детей, знал их очень хорошо. Надо было иметь его талант, чтобы так снимать для детей и о детях. При его жизни были люди, которые считали, что детское кино — это что-то вроде детского велосипеда. Всё очень просто. Но его картины «Внимание, черепаха!», «Айболит-66», «Чучело» совсем не так просты, они живут до сих пор и будут жить еще не один десяток лет.

— О чем он жалел, что не успел?

— Он надеялся на прорыв в детском кинематографе, основав Фонд развития кино и телевидения для детей и юношества, получив от правительства большую сумму денег. Раздал средства студиям, которые образовались при фонде, на свои замыслы не взял ничего. Георгий Данелия пришел к нам как-то и сказал: «Ролан, что ты делаешь, зачем плодишь этих режиссеров, сними два-три фильма — вот и будет кино для детей и юношества». Но Ролан был мальчик с довоенными идеалами, он позвал людей, они пошли за ним. На студии было снято 86 художественных фильмов, некоторые из них получили премии. Но это были 1990-е, народа в кинотеатрах почти не было. Там торговали мебелью и машинами. Когда на президентском совете, членом которого был Быков, обсуждались проблемы детства, он говорил, что должно быть создано МЧС для спасения детей.

Ролан Быков и Олег Янковский

Ролан Быков и Олег Янковский в фильме «Служили два товарища»

Фото: РИА Новости

Что он имел в виду?

— Души детские прежде всего.

В повести «Похороните меня за плинтусом» Павел Санаев рассказал, как он жил с бабушкой и дедушкой. Видела фото вашей мамы, но она не похожа на деспота, сыгранного Светланой Крючковой в одноименной картине Сергея Снежкина.

Книга — отдельное произведение, там по-другому. Павел написал о любви. А она бывает очень разная, в том числе деспотичная, разрушительная. Несчастье мамы было в том, что она, человек очень незаурядный, прожила жизнь домохозяйки. Это совершенно не ее стезя. Но при этом она была очень преданной семье. Со мной в детстве хватало забот. В пять лет я заболела так, что чуть не умерла. Никаких лекарств не было, лечили сахарным сиропом. Спасли меня гомеопаты. Сегодня наша медицина пинает гомеопатию, и совершенно напрасно, это признанное лечение в Германии, Франции.

— В фильме есть момент про гомеопатию.

— Да, Пашу лечили такими средствами. Аденоиды прекрасно помогли вылечить, не прибегая к хирургическому вмешательству.

— В «Похороните меня за плинтусом» вы должны были сыграть бабушку, почему не сложилось?

— Паша заканчивал свою дебютную полнометражную картину и не мог работать над этим фильмом как режиссер. Если бы снимал он, то сделал бы картину иначе и на роль матери пригласил бы меня, конечно. Я пробовалась и у Снежкина, но меня не утвердили, посчитав, что я слишком молода и во мне нет злости. Хотя по возрасту я подходила, а злость сыграть самое простое. Хотел также снимать эту картину Глеб Панфилов, который предложил на роль бабушки Инну Чурикову. Героиня в ее исполнении, понятно, была бы совершенно другая. Думаю, фильм наполнился бы любовью, юмором и нежностью.

— Чем сегодня занимается ваш сын?

— Начал третью книгу, пишет сценарии. Прозу он пишет трудно, легко создает сценарии, может их по пять-семь раз переписывать.

Татьяна Васильева и Елена Санаева

Татьяна Васильева и Елена Санаева во время открытия 30-го сезона в театре «Школа современной пьесы», 2018 год

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

— В «Школе современной пьесы» готовится премьера «Фаина Эшелон» с вашим участием. Как идет работа?

— Для меня сегодня представляется некоторой трудностью выучить 20 страниц текста. Своими словами всё хорошо получается, писал не Толстой, не Чехов, обычный человек — это воспоминания матери режиссера Иосифа Райхельгауза. Но в спектакль вводится героиня в молодости, а значит, я должна точно вступить на ее реплики. Тут импровизации быть не может. У нас запланированы три встречи с режиссером, и в конце ноября начнутся репетиции. В спектакле будет интересное оформление, с видеорядом и замечательной музыкой. Приходите!

Справка «Известий»

Елена Санаева окончила ГИТИС в 1966 году, годом позже снялась в свое первой картине «Генерал Рахимов». С Роланом Быковым актриса познакомилась на съемках фильма «Докер». Среди лучших киноработ актрисы — «Приключения Буратино», «Тайна «Чёрных дроздов»», «Чучело» и др. С 2008 года служит в театре «Школа современной пьесы».

Читайте также
Прямой эфир