Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

«Я специально выбрал школу, где нет русских»

Актер Максим Матвеев — об учебе в США, психологах­-провокаторах и крючках для страха
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В МХТ имени Чехова пересматривают репертуар, в Голливуде русские артисты нужны не только на роли бандитов, а цель работы в кино и театре — помочь зрителю посмотреть на окружающую жизнь под более широким углом. Об этом «Известиям» рассказал актер Максим Матвеев после завершения съемок в фильме «Союз спасения», который выйдет на экраны в конце года.

— Одна из крупных работ, где мы вас вскоре увидим, — историческая драма «Союз спасения» о восстании декабристов. Кто ваш герой?

— Он вольно или невольно нес звание диктатора Декабрьского восстания — это князь Сергей Трубецкой. И самое любопытное, что понятие «диктатор» к нему совершенно не подходит. Он был человеком, воспитанным во Франции, в тепличных условиях, и, напитавшись заграничной жизнью, решил воплотить ее у нас. Этот французский флер никак не ложился на российскую действительность. Он этого не понимал. Впрочем, как и всё его окружение.

Романтическое представление об изменении устройства государства — чтобы всем было хорошо — естественно, не сложилось. На мой взгляд, декабристы иллюстрировали известную басню Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Каждый в их компании тянул в свою сторону. Но подобные порывы близки почти всем людям в молодом возрасте.

— В «Союзе спасения» вы играете вместе с другом Антоном Шагиным. Ваши герои тоже дружат?

— Они соратники. Антон играет Рылеева. Играть с ним прекрасно. Мы каждый раз, когда встречаемся на съемочной площадке, испытываем кайф от совместной работы. Прошлой зимой сняли, как мне кажется, крайне удачно, сцену, где якобы он предал меня, а я его. Снимали на улице: холод, мороз, орали друг на друга, сорвали глотки, но остались довольны. Самое интересное, что на студенческой скамье мы ни одного отрывка вместе не сделали, кроме дипломного спектакля. А потом внезапно «Тиски», «Стиляги»… Надеюсь, что еще не раз будем вместе играть в кино и на сцене.

— Вы исчезли из постановки Юрия Бутусова «Человек из рыбы» в МХТ имени Чехова. Что случилось?

В силу семейных обстоятельств я на время дистанцировался от театральной деятельности, взял паузу. Очень благодарен Сергею Васильевичу Женовачу (худрук МХТ. — «Известия») за то, что он на это пошел. Мы с ним несколько раз встречались, беседовали — он очень понимающий человек, располагающий к себе.

— Но ваше становление прошло при Олеге Табакове. Самое ценное, что вы вынесли из его уроков?

Олег Павлович сыграл великую роль в моей жизни, как и во многих других. Он был человеком, который давал возможность. А это самое главное, что нужно начинающему артисту. Карьера строится на опыте. Нужно пробовать разное, с разными режиссерами. А МХТ всегда сочетал в себе разные школы и стили, был площадкой для индивидуальностей. Табаков воздействовал своим примером, никогда не откладывал звонки, разговоры на потом, всегда готов был принять, выслушать, пытался дать человеку то, что ему необходимо.

Я часто советовался с ним о своих ролях в кино, и он всегда говорил: «Старик, ну ты же не крепостной, решай сам». В этом была его мудрость — ты всё равно принимал верное и нужное решение самостоятельно. Но он всегда подчеркивал, что кино — штука преходящая, а театр останется навсегда и даст возможность для самосовершенствования.

— И все-таки к чему вы тяготеете больше?

— Я совершенно убежден, что можно совмещать театр и кино и делать это успешно. Это раньше считалось, что «в театре ты получаешь, а в кино отдаешь». На самом деле это одна и та же профессия — и там, и там борешься за достоверность своего персонажа. Олег Павлович говорил, что творчество должно быть по доброй воле. Если тебя что-то не устраивает, не надо этим заниматься, лучше уйти из проекта.

— Бытует мнение, что работа в кино легковеснее, чем в театре.

— Сомнительное утверждение, потому что кино сейчас выходит на другой уровень. Там репетируют, как в театре. Я сталкиваюсь с этим всё чаще. Раньше считалось, что в театре ты можешь ошибаться, создавать что-то новое, наработать «фишки», а потом частично реализовать их в кино. Но мы живем во время насыщенной информации, все зрители насмотренные, их сложно чем-то удивить.

Современность диктует кино свои законы: если будешь выдавать лажу, она ею и останется. Если раньше зритель, будучи несведущим, мог воспринять ее спокойно, то сейчас — нет. Поэтому все заинтересованы в том, чтобы сделать эксклюзив, держать зрительское внимание — словом, действовать профессионально. Так и происходит. Работая в «Триггере», к примеру, мы останавливали съемку из-за того, что сцена была неправильно решена, переписывали ее, улучшали.

— Театр тоже заимствует многие киноприемы. Они идут ему на пользу?

— Да, время диктует театру в плане технологий. Но самое главное — он меняется в плане организации. Репертуарный театр так или иначе отмирает. По крайней мере мне так кажется. Когда ты находишься в коллективе, у тебя есть обязанности, а они иногда заставляют делать то, чего не хочешь. Зритель же всегда чувствует, когда артист не по своей воле на сцену вышел.

Поэтому сейчас театр движется в сторону так называемого проектного, подобного бродвейским. Когда все собираются на проект, которым горят, то и делают его хорошо. Сейчас так работает Театр Наций. Я уверен, что система театра в какой-то момент отрубит всё мертвое и останется только настоящее. А самое настоящее — это искреннее желание.

— С какой целью вы выходите на сцену, встаете перед камерой?

— Цель одна — быть достоверным и созвучным тому, что волнует меня и, надеюсь, других людей. Цель актерской работы — дать возможность зрителю посмотреть на окружающую их жизнь под более широким углом: развернуть его восприятие, кругозор. Когда я чувствую, что у меня есть некий собрат в плане персонажа, мне легче живется.

С таким же чувством обновления человек должен выходить из театра — проплакался, прочувствовал и понял, что всё не так плохо в его жизни. Или нашел способ решения своей проблемы.

— Одна из ваших последних работ — психолог в многосерийном проекте «Триггер». Возникло желание освоить, пусть и в кино, новую профессию?

— Были сомнения, перед тем как согласиться, — для меня это не совсем привычный формат. Раньше я никогда не принимал участие в настолько длительном проекте — целых 16 серий. Распределить время на длинную дистанцию непросто. Съемки длились больше ста смен. Трудный график. Но сама история меня сильно тронула — мой герой, психолог-провокатор, пытается нестандартно взглянуть на решение жизненных проблем.

— В спектакле «Кинастон» в «Табакерке» вы настолько перевоплотились в своего героя, что даже облик изменили. В «Триггере» произошло то же самое?

— Любая роль требует усилий. В случае с Кинастоном пришлось принять его физический облик, ведь он со сцены транслирует другую сущность — женскую. Ее нужно было выработать. Готовясь к «Триггеру», я провел ряд встреч с прототипом моего героя, который занимается той самой провокативной психологией. Хотелось понять, как он это делает.

У нас у всех есть представление о том, как психологи ведут сеанс: два кресла и «давайте поговорим». У провокаторов всё по-другому. Я хотел понять, как они строят сеанс, какими крючками вытягивают из человека его настоящую сущность, страхи и страсти. И всё это за три сеанса!

— Вы ходили к психологу-провокатору как пациент, на прием?

— Мы разговаривали. У нас была установка, что я буду обращаться к нему как к консультанту фильма. Но в какой-то момент я сам попросил отнестись ко мне как к пациенту. И он меня «вскрыл» — все причинно-следственные связи моих поступков, о которых я даже не задумывался. Скажу честно, принять это непросто. В тот момент мне пришлось сделать паузу и надолго замолчать, потому что даже эмоционально было сложно продолжить разговор. Вдруг ты понимаешь, что на тебя накатывают воспоминания, аж ком в горле.

— Ваше мнение — стоит ли обращаться к психологу или наша привычка «поплакаться другу в плечо» остается самой хорошей терапией?

— Мне кажется, ментально мы более закрытые и менее подвижные в этом плане, чем американцы или европейцы. Но, видимо, возникновение новой моды на психологию говорит о том, что обществу она нужна. Другое дело, что появляется множество людей, которые называют себя «гуру», готовы тебя «осчастливить», если пройдешь их курс лекций, — вот тут надо быть аккуратнее.

— Есть желание начать покорять Голливуд или вам кажется, что российским актерам не стоит туда стремиться, как считают многие ваши коллеги?

— Мне кажется, это кокетство. Неинтересно сидеть на одном месте и никуда не стремиться. Я учился какое-то время в США, и целью моей учебы было снять барьер, страх общения. Я специально выбрал школу, где нет русских, жил в американской семье. У меня не было возможности общаться на русском языке.

Первые две недели испытываешь дичайший стресс и депрессию, мозги перестраиваются и почти кипят. А потом понимаешь, что не надо бояться, и радуешься возможности коммуницировать с людьми тем набором слов, который у тебя есть. И самое удивительное, что тебя поймут всё равно. Знакомство с другим обществом нужно для собственного кругозора, чисто человеческого. Я спокойно отношусь к карьере на Западе — предложения оттуда приходят, и это не всегда роли русских бандитов.

— Вы готовы войти в американскую киносистему?

— Вы имеете в виду взаимоотношения производственного цеха и актеров? Она формировалась годами, как и в России, но в плане технологий похожего мало. Там всё устроено так, что они «бронируют» тебя на определенное время, скажем, на три месяца, из которых снимают три недели или два дня. Но в эти три месяца ты им почти принадлежишь. Впрочем, я отношусь к съемкам за рубежом легко и спокойно: у меня в России насыщенная, приносящая удовольствие творческая жизнь.

— В начале театрального сезона вы стали заслуженным артистом. Для вас важны звания и награды?

— Пока не знаю, как к этому относиться. Приятно, конечно. Узнал я об этом от Лизы (жена актриса Елизавета Боярская. — «Известия»), когда мы были на отдыхе, она случайно увидела в интернете. Первое, что я сказал ей: «Бред какой-то, мало ли что напишут!»

Справка «Известий»

Максим Матвеев в 2002 году окончил театральный факультет Саратовской государственной консерватории имени Собинова, а в 2006-м — Школу-студию МХАТ, после чего был принят в труппу МХТ имени Чехова, где служит по сей день. Стал известен благодаря ролям в фильмах «Стиляги», «Анна Каренина. История Вронского» , «Игрок», «Тиски». Заслуженный артист России.

Читайте также
Прямой эфир