Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госрасходы во втором сроке Трампа выросли на $154 млрд
Политика
В Госдуме назвали глупым решением санкции США в отношении «Аэрофлота»
Мир
Министр обороны Нидерландов анонсировал выделение €150 млн Украине на ПВО
Армия
Путин заявил о необходимости учитывать опыт СВО при подготовке военных моряков
Армия
Дюмин сообщил о стабильной ситуации и положительной динамике в зоне СВО
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Здоровье
Аллергиков предупредили об обострениях из-за потепления в Москве
Мир
NYT сообщила о визите делегации Украины в США для встречи по ресурсной сделке
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Армия
«Купол Донбасса» предотвратил атаку украинского дрона на молокозавод в Горловке
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
Путин сообщил о строительстве 49 кораблей в ВМФ РФ за последние пять лет
Общество
Решетников предположил рост турпотока по РФ до 48 млн поездок летом 2025 года
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Более 80% россиян так или иначе наслышаны о прямых продажах или сталкивались с ним. И для бизнеса, и для клиентов работа без посредников может быть полезна — как минимум позволяет сэкономить. Но во многих случаях личные разговоры продавцов с покупателями заставляют последних приобретать дорогие и ненужные товары и брать огромные кредиты. Для этого существуют специальные методики. Подробности — в материале «Известий».

«У людей всегда есть деньги»

Большинство россиян — 86% — знают, что такое прямые продажи, или сталкивались с ними. Всё больше граждан превращаются в активных покупателей, причем молодые люди этот способ покупки предпочитают реже, а пенсионеры — чаще. Данные за 2018 год приводит Ассоциация прямых продаж России.

При таком подходе продавец взаимодействует с покупателем напрямую. Ему не нужны оптовые дилеры, рекламные агентства, логисты и другие посредники. Даже точка для розничной торговли может не понадобиться. Выгода для бизнеса очевидна: прямые продажи позволяют сэкономить и привлечь больше клиентов. С последним реклама справляется хуже. Выгода для покупателя есть не всегда.

К прямым продажам относятся сетевой маркетинг, продажи в интернете, в жилых домах и на улице. В каждом случае используются свои маркетинговые уловки. Они особенно заметны при непосредственном общении продавца и покупателя — например, когда он стоит на пороге квартиры.

Продавец у двери
Фото: ТАСС/YAY/Edward J Bock III

В последние годы продавцы стали ходить по жилым домам реже — снизилось доверие к незваным гостям. Но практика всё еще распространена. Нередко агенты работают днем в будни. Так больше шансов попасть на самые уязвимые социальные группы — пенсионерок и домохозяек. Неважно, какой у них доход.

Менеджер по продажам с десятилетним стажем Дарья Пивоварова рассказала «Известиям», что вопрос цены в работе профессионала возникать не должен. «В одном случае ты можешь попасть в банк, сотрудники которого не знают, сколько стоят твои кастрюли, и продавать их хоть за пять миллионов. В другом случае ты оказываешься в маленьком городке с двухэтажными бараками, трущобами и разваливающимися стенами и пытаешься продать жильцам сковородку, которая стоит, как их месячная зарплата. И это тоже может получиться. Если у клиента возникает вопрос цены, значит, ты сделал что-то не так. У людей всегда есть деньги, они всегда знают, где их найти, если им что-то хочется», — пояснила она.

По ее словам, во время непосредственного общения с клиентом используют специальные техники. Они не секретные и описаны во многих пособиях по продажам. Популярный метод — работа с факторами импульса.

«Тебя словно завлекают в какую-то игру»

Всё начинается с приветствия и представления: в это время продавец должен вызвать у покупателя симпатию и доверие. Начать он может с чего угодно, даже с посторонней темы — главное, чтобы завязалась беседа.

Москвичка Елена попала в маркетинговую ловушку полтора года назад. Обаятельный молодой человек 30–32 лет позвонил в дверь и начал разговор издалека. «Он стал задавать вопросы из серии: «Как же достали эти люди, которые клеят листовки в подъездах, да?» И еще несколько подобных. Я, естественно, соглашалась. То есть человек обсуждает с тобой насущные проблемы, вещи, которые тебя действительно задевают или раздражают. Как мы потом перешли на продажу вещей, я даже не помню, и не потому, что это было давно. Возникло ощущение, словно тебя завлекают в какую-то игру, ты начинаешь ходить по их правилам и потом совершенно не понимаешь, как во всем этом очутилась», — поделилась она.

В итоге Елена купила набор ножей и сковороду сомнительного качества, которыми ни разу не пользовалась и которые позже выбросила. «На самом деле очень стыдно осознавать, что тебя развели. Теперь я стараюсь быть внимательной. В голове отложилось, что нужно не развешивать уши и включать мозг, когда с тобой разговаривают. Они как будто запускают в тебе какой-то механизм, и ты готов на всё», — пояснила она.

По словам Дарьи Пивоваровой, завязать разговор — самое важное. «Ты должен вытаскивать из клиента хоть какие-то слова. Даже если он тебя посылает куда подальше — это всё равно какая-то реакция», — отметила специалист.

Дальше начинают работать факторы импульса, самый сильный из которых — чувство потери. Продавец дает клиенту товар прямо в руки, потом забирает обратно. «Мне кажется, то, что продавец дал мне подержать эти кастрюли и ножи, сыграло свою роль. Ты уже взяла — и как отказаться? Появляется чувство, что это уже твое», — отметила Елена.

Продавец посуды
Фото: Depositphotos

Когда речь идет о нематериальных продуктах и услугах, комментирует Пивоварова, в ход идут другие инструменты, играющие на «чувстве стадности», «чувстве срочности» и «чувстве незаинтересованности». В первом случае продавец сообщает клиенту, что все другие, например, в соседнем подъезде, уже давно купили эту вещь. Во втором призывает быстрее принять решение, потому что у него мало времени. В третьем внушает покупателю, что ему нет дела до покупки, он просто консультант — это расслабляет покупателя. В некоторых случаях применяются все факторы импульса.

Еще один способ заставить человека приобрести продукт — давить на жадность. Для этого продавцы используют вилку цен, начиная от самого дорогого предложения и заканчивая самым дешевым. В сравнении клиент легче соглашается на наиболее доступный вариант, даже если он ему не нужен. По этому принципу можно даже уговорить взять большой кредит.

Так случилось с жительницей столицы Анастасией. Полгода назад ее пригласили в салон красоты на бесплатную косметическую процедуру — глубокое очищение кожи лица. «Мне всё сделали, а потом начали предлагать большой комплекс процедур для похудения, рассчитанный на несколько месяцев. Специалист, которая со мной работала, начала с 300 тыс. рублей. После моего отказа она куда-то ушла на несколько минут, потом вернулась и сказала, что специально для меня владелец салона разрешила сделать 50-процентную скидку. То есть комплекс будет стоить уже 150 тысяч. Я снова отказалась, но в процессе разговора мы каким-то образом дошли до 70 тыс. — убрали некоторые якобы не нужные лично мне услуги. Но 70 тысяч — тоже много. Тогда мне предложили тут же взять кредит и платить всего лишь полторы тысячи в месяц. Что такое полторы тысячи по сравнению с 70? На это я согласилась и уже только потом осознала, что случилось», — рассказала она.

Косметолог
Фото: ТАСС/DPA/Jens Kalaene

Анастасия отметила, что на процедуры всё же ходила, но получила обычную физиотерапию без особого эффекта. Попытка пожаловаться ни к чему не привела: в договоре, который она подписала, все услуги были описаны, но со слов сотрудника салона они представлялись иначе.

Дарья Пивоварова отмечает, что стандартные принципы можно применять везде, в том числе в розничных магазинах. «Я сейчас работаю в магазине подарков. Приходит, например, клиент и не знает, чего он хочет. Условно, он думает потратить на подарок около тысячи рублей, но, в принципе, у него и десяточка найдется. Ты проводишь его по всем категориям, разговариваешь, расспрашиваешь, предлагаешь, располагаешь к себе. То есть он не должен видеть в продавце человека, который пытается что-то втюхать. И вот клиент выбирает бокалы для мамы, а ты к ним еще продаешь скатерть, которая не мнется, чайный сервиз, тарелки, шикарный дорогой мармит, открытку и пакетик. В итоге он оставляет у тебя 30 тысяч. А потом еще возвращается», — сказала она.

По ее словам, если покупатель пожалел о потраченных деньгах, значит, агент неправильно завершил продажу. «Задача — закрепить сделку так, чтобы клиент был доволен, счастлив, носил тебя на руках и пришел снова», — отметила Пивоварова.

«Продавцы всегда играют на каком-то страхе»

Психолог Дмитрий Львов, к которому «Известия» обратились за консультацией, подчеркнул, что на манипуляции чаще всего попадают люди с повышенной тревожностью, малоосведомленные и малообразованные. Это группы риска.

«Продавцы всегда играют на каком-то страхе. Запускаются первичные детские механизмы, основанные на жадности, ревности и зависти. Жадность можно актуализировать такими тезисами: «этого больше не будет», «тебе не достанется». Ревность вызывается фразами вроде «кто-то другой заберет», «кто-то другой купит то, что тебе нужно». Зависть можно поднять словами: «а вот тот человек купил, и у него всё хорошо». В общей массе — это всегда страх», — отметил эксперт.

По его словам, чаще всего акцент делается на страхе за здоровье и жизнь («этот препарат вас вылечит»), боязни быть отвергнутым («эта маска для лица сделает вас красивой») и страхе потерять достоинство («вы же такой специалист, вам нужна эта услуга»). Но всё это — манипуляции.

Договор
Фото: Depositphotos

«Достаточно просто об этом помнить. Нас усыпляют и стараются отключить наше критическое мышление. Важно этому не поддаваться и стараться избегать соблазнов. Например, иметь на руках список покупок перед посещением магазина. Или не ходить голодным не только в супермаркет, но и желательно по улице. Когда мы голодны, у нас актуализируется желание. В этот момент нас легко соблазнить чем угодно. Срабатывает замещение: я хочу есть, но я куплю эти ненужные штаны. Важно помнить, что вы в любом случае и в любой ситуации имеете право сказать «нет» доступным способом. Главное, чтобы этот способ не нарушал действующие нормы законодательства», — сказал психолог.

Львов добавил, что необходимо изучать свои права, читать законы, научиться говорить «нет» без ощущения неловкости и чувства вины, а в глобальном масштабе — проходить время от времени профилактическую психотерапию, чтобы снизить общую тревожность и не попасть в группу риска. Пока рынок прямых продаж во всем мире продолжает расти, а маркетологи выпускают новые книги по работе с клиентами.

Читайте также
Прямой эфир