Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Стремление к нулю: как водителей воспитывают суровыми штрафами

И чем, помимо «рубля», можно добиться нулевой смертности на дорогах
0
Фото: РИА Новости/Наталья Селиверстова
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В России решили повременить с отменой так называемого нештрафуемого порога превышения скорости в 20 км/ч. Это одно из ключевых отличий от европейской системы наказаний за нарушения правил дорожного движения. По показателям безопасности на дорогах европейские страны в мировых лидерах, и обеспечивается этот результат во многом как раз серьезными мерами для нарушителей — намного жестче тех, к которым привыкли российские водители. О первом пьяном автолюбителе, правилах этики для злостных нарушителей и других принципах безопасности дорожного движения на Западе и в России — в материале «Известий».

За полвека до первого алкотестера

Ежегодно в странах Евросоюза порядка 25 тыс. человеческих жизней уносят дорожные аварии. Абсолютное большинство из них — порядка 95% — происходит по вине человека. И эта ситуация тупиковая, считают в Европарламенте: все возможные меры для того, чтобы свести к минимуму смертность на дорогах, уже приняты. Переломить ее в перспективе, далекой или не очень, сможет внедрение беспилотного транспорта, полагают в Брюсселе. Как будут выглядеть правила дорожного движения с учетом наличия роботов и как это отразится на статистике ДТП, пока остается только гадать.

Правила дорожного движения как в России, так и в большинстве стран Европы соответствуют Венской конвенции «О дорожном движении», разработанной еще в конце 1960-х годов. Она приводит законы в разных странах к общему знаменателю, который они обязаны сохранять. Различаются они во второстепенных деталях и мерах наказания для нарушителей. Достаточно жесткие законы для водителей в странах Западной Европы оправданы.

В Великобритании, по данным ежегодного отчета Европейской комиссии по происшествиям, не самые завидные показатели по безопасности дорожного движения. Если в Дании на 10 тыс. населения приходится пять аварий, то в Соединенном Королевстве — 22 ДТП. Но опыт Великобритании примечателен тем, что именно там появилась система штрафов. Например, в 1861 году там приняли так называемый закон о локомотивах, который разрешал максимально разгоняться в городе только до 16 км/ч, а потом и этот показатель снизили до 6 км/ч. Впервые по этой статье наказали спустя более чем 30 лет. В конце XIX века лондонский полицейский выписал штраф за нетрезвое вождение в размере 25 шиллингов, хотя первая официально зарегистрированная жертва пьяного водителя была зафиксирована в 1949 году в Штатах.

Карать зарплатой

Большинство чешских водителей, оштрафованных за превышение скорости, в течение несколько месяцев после получения извещения переставали нарушать скоростной режим. И чем быстрее они узнавали о штрафе, тем дольше держали себя в руках. Такие данные приводили в своем исследовании экономисты Либор Душек и Кристиан Тракслер, пришедшие к выводу, что наказание рублем (или евро) несет и профилактический, и терапевтический эффект.

Самые суровые наказания за проступки за рулем, по информации немецкого автомобильного клуба ADAC, применяются в Великобритании, Италии, Нидерландах и Швейцарии. Жестче всего обходятся с водителями, которые позволили себе сесть за руль после употребления алкоголя. Лишиться транспорта за 1,5 промилле можно в Италии, а в Швейцарии — поплатиться штрафом в €550. В ряде европейских стран, в частности в Чехии и Эстонии, введен нулевой промилле. В России так называемый сухой закон для водителей отменили в 2013 году.

Один из самых распространенных будничных грехов автолюбителей — разговоры по телефону за рулем. С ними не будет проблем, если есть устройство handsfree («свободные руки»), будь то гарнитура или громкая связь. В обратном случае ждет наказание: в Дании — штраф €220, в Великобритании — от €230. Почти в 10 раз больше можно заплатить по британским правилам из-за превышения скорости. В Австрии, которая, правда, возглавила список самых небезопасных европейских стран с точки зрения дорожной ситуации, штраф может достигать почти €2,2 тыс. Еще одна статья, нарушив которую, можно потерять в среднем €500, — не пристегнутый ремень.

В Швеции суровость наказания зависит от уровня доходов. Так, мужчина, разогнавшийся на автостраде до 300 км/ч при разрешенных 120 км/ч, пять лет назад заплатил €1 млн: такая сумма образовалась из-за закона о дифференцированных штрафах. Швеция в целом показательна с точки зрения жесткости подхода к нарушителям. За водителем, который попался за рулем после употребления алкоголя, с утра могут подойти полицейские, чтобы проводить его до офиса; в том случае, если промах повторится, могут даже поставить на учет, что потребует регулярно отмечаться в полицейском участке.

Не штрафом единым

Несмотря на суровые требования, нарушителей всегда предостаточно. В итальянской деревне между Генуей и французской Ниццей, где проходит загруженная трасса SS28 Nord, поставили видеокамеры, чтобы фиксировать нарушителей: водители после трассы забывали снижать скорость до 50 км/ч, пока проезжали территорию маленькой деревушки. Всего за две недели было зафиксировано почти 60 тыс. нарушений. Собранные штрафы могут составить бюджет этого населенного пункта.

Денежные взыскания — не единственный и не главный метод борьбы с нарушителями. Ключевым остается и метод пропаганды безопасности дорожного движения. Уже 20 лет по миру распространяется программа по снижению смертности в авариях до нуля Vision Zero (в переводе — «Ноль смертей»), которая была принята парламентом Швеции в 1997 году. Одна из основных ее задач — вовлечь в процесс обеспечения безопасности всех, включая предприятия автопрома, тех, кто строит дороги, правоохранительные органы и работодателей, которые могут брать на себя обучающую часть. Потом ее заимствовали, в частности, в Австралии, Германии и Франции. В американских штатах, где внедрялся Vision Zero, смертность в ДТП в 1997–2014 годах снижалась на 25% быстрее, чем в остальных штатах.

Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в России также сохраняют высокую социальную значимость и находятся в центре внимания органов государственной власти и общества.

Инструментом для будущего кардинального снижения смертности в ДТП стал национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в состав которого вошел федеральный проект «Безопасность дорожного движения».

Основным целевым показателем проекта является снижение к 2024 году по сравнению с 2017 годом в 3,5 раза смертности от автомобильных аварий — до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (так называемый социальный риск). Впервые на государственном уровне провозглашена идеология стремления к нулевой смертности на российских дорогах к 2030 году.

Информационные кампании наподобие тех, которые повсеместно проводят международные организации, в частности, Европейская ассоциация операторов инфраструктуры платных дорог (ASECAP), распространены и в нашей стране. В частности, это такие широкомасштабные социальные проекты как «Пешеход на переход», «Засветись!», «По правилам», проходившие при поддержке Госавтоинспекции МВД России, Российского союза автостраховщиков, министерств транспорта и просвещения. Крупнейший в стране профильный проект — экспертный центр «Движение без опасности» с 2007 года в содействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти, ответственными за вопросы дорожной безопасности, ведет работу, направленную на формирование правосознания и повышение культуры поведения всех категорий участников дорожного движения. И эта работа имеет успех: в 2015 году несколько масштабных социальных проектов были признаны лучшими на фестивале фильмов по безопасности в Брюсселе, а в прошлом году сразу две российские команды школьников победили на Европейском образовательном конкурсе по изучению и соблюдению правил дорожного движения.

«Наша гордость — образовательная и пропагандистская программа по детским автокреслам. Была проведена большая разъяснительная работа, по итогам которой в разы повысилось использование детских автокресел», — подчеркивает президент экспертного центра «Движение без опасности», член правительственной комиссии по БДД Наталья Агре. По ее словам, только в области популяризации ремней удалось добиться значительных результатов. Если в 2011 году, согласно исследованиям, пристегивались за рулем порядка 32% водителей, то к 2019 году эта цифра выросла до 74%. Следует отметить также, что после масштабной работы общественников с ведомствами, помимо прочего, были увеличены штрафы за отсутствие детского кресла.

Пара добрых советов

Не исключено, что Россия может почерпнуть несколько приемов организации дорожного движения у Европы, и не в части карающих мер. В прошлом году в Республике Карелия, Краснодарском крае и Мурманской области попробовали поменять цвет дорожной разметки с белого на желтый. Количество аварий там снизились на 30%.

«На дорогах, которые не имеют внутреннего разделения, проблема разграничения встречных потоков очень актуальна. Особенность аварий при выезде на встречную полосу в том, что в них скорость в два раза выше, а тяжесть аварий намного больше, поэтому высока доля смертельных случаев», — объяснил старший научный сотрудник Института проблем транспорта РАН Петр Бобрик.

Частично разметку уже перекрасили: в прошлом году вступил в силу закон о «вафельницах» на перекрестках. По словам экспертов, это одна из поправок, которые приводят российские ПДД в соответствие с общеевропейскими.

Одно из заметных отличий — максимальный скоростной режим в 50 км/ч на европейских дорогах при привычных россиянам 60 км/ч. Летом 2017 года на подмосковных трассах разрешенную скорость снизили до 50 км/ч. Такие же меры пытались ввести столичные власти, но опрошенные жители были против. Эксперты и общественники, однако, подчеркивали, что этот вопрос с повестки не снят.

Обсуждались также и штрафы: в декабре правительство поручило проработать вопрос о наказании за превышение скорости на 10–20% от установленного режима, который был отменен в 2013 году. В большинстве европейских стран тоже есть такой своеобразный «бесштрафный люфт», обычно в размере 2–3 км/ч. Но пока эти резонансные изменения решили отложить.

Много лет назад в России была утрачена система повышения квалификации водителей. В настоящее время ее сохранившиеся элементы используются только работающими на европейских дорогах водителями, которых туда без этих знаний просто не пустят. И это упущение, подчеркнул консультант автономной некоммерческой организации «Объединенный научно-методический центр» Вячеслав Максимычев. По его мнению, в этой части можно ориентироваться как раз на европейскую практику: «Это должно быть определенное количество часов теории и практики по контраварийной подготовке с последующим приемом экзаменов или зачетов. А без прохождения таких курсов водителей нельзя допускать к перевозкам».

По мнению Натальи Агре, проблема не только в отсутствии системы повышении квалификации, но и в отсутствии профессиональных кадров, которые на этих курсах будут преподавать. Поэтому одна из задач — выстроить институт подготовки водителей-профи.

В начале июля глава российской Госавтоинспекции генерал-лейтенант полиции Михаил Черников объявил о необходимости создания рабочей группы, которая проанализирует действующие правила дорожного движения и другие нормативы. После этого эксперты предложат свои варианты систематизации правового поля в области обеспечения безопасности дорожного движения. Самая главная задача, по словам Михаила Черникова, — создание безопасных и комфортных условий для движения на российских дорогах, сохранение жизни и здоровья всех категорий участников дорожного движения, особенно самой незащищенной — детей.

Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

Читайте также
Прямой эфир