Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Осколки аристократии: коллекция маркиза Кампаны выставлена в Эрмитаже

Античные артефакты и фрагменты древних скульптур украсили императорский дворец
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юрий Мелешко
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Огромная бронзовая рука, этрусский саркофаг и античные пули для пращи — все эти предметы, когда-то принадлежавшие императорам, теперь можно увидеть в Санкт-Петербурге. Выставка «Мечты об Италии» — крупный совместный проект Эрмитажа и Лувра, объединивший более 400 экспонатов и посвященный знаменитой коллекции маркиза Кампаны. Впервые за 160 лет части его богатейшего собрания, оказавшиеся в музеях России и Франции, временно воссоединились.

Джованни Пьетро Кампана маркиз ди Кавелли был римским аристократом и директором ссудной кассы Монте-ди-Пьета в Риме, важного учреждения Папской области, увлекался археологией и коллекционировал итальянские древности. Собрание Кампаны представляло историю искусства от древности до современности и включало не только живопись и скульптуру, но и вазопись, украшения, монеты, бытовые вещи.

Но маркиз был обвинен в растрате государственных средств, его коллекцию — насчитывающую 12 тыс. предметов — конфисковали и выставили на аукцион в 1861 году. Большинство предметов оказалось у Наполеона III, а около 700 произведений купил для Александра II служитель Императорского Эрмитажа Степан Гедеонов.

— Часть коллекции, оказавшаяся у Наполеона III, была приобретена на его личные средства, — рассказал «Известиям» директор Лувра Жан-Люк Мартинес. — Император распределил ее между музеями Франции, самые значительные вещи оказались в Лувре. Соединяя коллекции французских музеев с Эрмитажем, мы стремимся показать предметы так, как они виделись самому Кампане — в 12 разделах, по которым он сам распределил коллекцию. Обычно эти разделы экспонируются автономно: отдельно — артефакты этрусков, отдельно — вазопись, отдельно — античная живопись и так далее.

Привезены вещи уникальные, недаром в Лувре они находятся в постоянной экспозиции. Из самых ярких экспонатов — этрусский саркофаг со скульптурным изображением почивших супругов. Таких в мире всего два, а этот, принадлежащий Лувру, впервые покинул музей. Прибыла из Парижа и часть знаменитого Алтаря мира, мраморного памятника эпохи Августа. Это единственный фрагмент, находящийся за пределами Италии, разрешение включить его в коллекцию Кампаны дал Ватикан. Обращает на себя внимание и гигантская бронзовая кисть, выставленная в центральной витрине — она была создана для статуи Константина Великого, в цельном виде не сохранившейся.

— Я бы посоветовала обратить особое внимание на фрески из гробницы, открытой Кампаной как археологом, на предметы этрусской культуры, терракотовые рельефы, — пояснила «Известиям» Елена Дмитриева, сотрудник Отдела Античного мира Эрмитажа. — Также из Лувра привезены изумительные античные произведения из стекла, в XIX веке не слишком интересовавшие коллекционеров. Даже пули для пращи, которые вряд ли привлекут внимание широкой публики, с точки зрения производства и эволюции античного оружия уникальны.

В галерее Манежа коллекция маркиза тоже представлена, и хотя с визуальной точки зрения размещение экспонатов там словно отводит им периферийный смысл, по существу это не так. Примитивы итальянской живописи, скульптура и декоративно-прикладное искусство Средних веков, Возрождения и Нового времени очень выразительны. Причем экспонаты доставлены не только из Парижа, но и из региональных музеев Франции, например авиньонского Пти-Пале.

Эта экспозиция соответствует новой (по крайней мере, для России) выставочной тенденции — ставить во главу угла имена коллекционеров, судьба которых хотя и не затмевает шедевры искусства, но позволяет по-новому увидеть художественный и музейный процесс. Кампана собрал уникальную коллекцию, представляющую национальное искусство своей родины — от истоков до времени маркиза. Даже такое исключение, как мелкая пластика, раскопанная в Греции и к Италии напрямую не относящаяся, — необходимый штрих к портрету Кампаны, который увлекался и археологией. Это собрание не принадлежит Италии, но распределенное между крупнейшими музеями Европы, свидетельствует о том, что европейские страны вышли из одной колыбели.

Читайте также
Прямой эфир