И в восхитительных штанах: работники всё чаще надевают в офис джинсы
Во всем мире люди всё больше предпочитают ходить на работу в джинсах и футболках, считая костюм с галстуком устаревшим и слишком формальным вариантом офисной одежды. Об этом говорится в исследовании компании Regus (результаты есть в распоряжении «Известий»). Всего было опрошено более 39 тыс. респондентов в 104 странах мира, в том числе 861 офисный сотрудник в России. В последнее время люди чаще позволяют себе большую свободу как в выборе места для работы, так и в плане офисной одежды, отмечают эксперты. При этом в большинстве стран мира по-прежнему негативно относятся к вопросу ношения на работе спортивных костюмов и шлепанцев.
Большинство респондентов выступают против обязательного ношения на работе костюма с галстуком. 74% опрошенных в мире и 73% россиян назвали такую форму офисной одежды старомодным и слишком официальным вариантом. Против постоянного ношения костюма чаще всего выступают в Израиле (87%), в Аргентине (86%) и в Южной Корее (85%).
Согласно опросу, джинсы уже окончательно стали офисной одеждой: так считают 79% респондентов в мире и 88% — в России. Больше всего приверженцев такого стиля оказалось в Финляндии (97%), Румынии, Австрии и Швеции (по 95%). Вместе с тем крайне консервативными в этом вопросе оказались жители Японии, Великобритании и Ирландии. В Стране восходящего солнца самовыражение может быть рассмотрено как нечто негативное для делового стиля, а в Великобритании и Ирландии есть целый ряд профессиональных областей, где успех в работе напрямую зависит от внешнего вида, пояснили авторы исследования.
В футболке на рабочем месте чаще всего можно встретить жителей Финляндии (86%), Китая (82%) и Израиля (80%), а вот в Мексике, США и Панаме в офис лучше надеть традиционную рубашку. В целом к неформальной офисной одежде готовы 51% респондентов в мире и 64% в России.
Что касается возможности появления в офисе в спортивном костюме, то такой вид одежды приемлет меньшинство — лишь 18% опрошенных в мире. В России к нему еще более нетерпимы: ношение спортивной формы одобряют только 10% соотечественников. При этом удивительные результаты показала Латинская Америка, где подавляющее большинство респондентов сочло такой стиль одежды нормальным. Готовы появиться в офисе в тренировочном костюме 98% респондентов в Аргентине и по 96% опрошенных в Чили и Коста-Рике. По словам экспертов, законодателями такого неформального подхода к рабочему дресс-коду здесь стали лидеры этих стран: спортивного стиля придерживаются президент Боливии Эво Моралес и лидер Венесуэлы Николас Мадуро, в таких костюмах выступали Уго Чавес и Фидель Кастро.
По-прежнему негативно в большинстве стран мира относятся к возможности нахождения на рабочем месте в шлепанцах. Только 14% респондентов во всем мире и 12% в России назвали такую обувь уместной для офиса. Впрочем, 75% опрошенных в Южной Корее и 41% в Финляндии считают не зазорным для себя надеть на работу шлепанцы. В этих же странах большинство респондентов готовы прийти в офис в сандалиях — 61% и 78% соответственно.
За последние 20 лет в мире — и Россия здесь не является исключением — наблюдается тенденция упрощения офисного дресс-кода, отмечает управляющий директор Regus в России Ирина Баева.
— Всё чаще люди позволяют себе большую свободу как в выборе места для работы, так и в плане офисной одежды, — отметила она в разговоре с «Известиями». — В шлепанцах, конечно, никто не ходит, но всё чаще преобладает демократичная форма одежды, если формат работы не предполагает важных встреч.
С другой стороны, как отмечает международный эксперт по этикету и протоколу Альбина Холгова, приверженность к консервативному стилю одежды повышает статус не только сотрудников, но и самой компании.
— Достаточно вспомнить исследование ученых Йельского университета, когда больше ста человек разделили на три группы. Каждая должна была купить фабрику по максимально выгодной цене, — рассказала она. — Первую группу переодели в деловые костюмы, участников второй оставили в том, в чем пришли, участников третьей переодели в спортивную одежду. Лучшую цену получила команда в деловых костюмах. Этот эксперимент отлично доказывает, что когда мы соответствуем дресс-коду, то выглядим презентабельнее, а значит к нам испытывают уважение, с нашим мнением скорее соглашаются, нам легче понравиться окружающим.
Хотим мы того или нет, одежда работает либо на нас, либо против, отмечает эксперт. По ее словам, в компаниях, где сотрудники общаются с клиентами, где есть партнеры и заказчики, придерживаться консервативного стиля с понедельника по четверг — необходимость, а вот в пятницу уровень консервативности можно понизить до кода Casual. Правда, стоит помнить, что джинсы и кроссовки в него не входят, уточнила Альбина Холгова.