Вот уже год как мы ввели в театре «Модерн» дресс-код. Это рекомендации в отношении одежды, в которой мы были бы рады видеть нашего зрителя. А5 (After Five, «после пяти») — это достаточно демократичный дресс-код: это могут быть брюки, рубашка и пиджак — без галстука. Исключены шорты, сланцы, рубашки с короткими рукавами и тому подобные вещи. Мужчинам, которые приходят к нам, не зная о дресс-коде, мы предлагаем надеть пиджаки, которые есть в гардеробе.
За прошедший год было только три случая, когда нам пришлось возвращать деньги за билеты тем зрителям, которые пришли в театр и не согласились с нашими правилами. Двоим мы деньги вернули, третий обиделся и ушел, даже не забрав деньги.
За это время я прочитал и выслушал множество реплик по поводу наших правил. «Мы не пойдем в «Модерн» — у нас костюмов нет», — в этом духе. Мне кажется, что в этом ерничестве проступает надежно засевшее во всех нас пролетарско-большевистское наследие. Прошло уже 100 лет после чудовищного поворота нашей истории — когда пришедшие к власти темные люди разрушили устои, традиции, уничтожили и подменили понятия о добре и зле. Время показало: построить «светлое будущее» у них не вышло. Зато получилось свернуть людям мозги — да так основательно, что булгаковские Шариков и Швондер до сих пор живее всех живых.
Тем не менее. Ни разу за все это время я не пожалел о нововведении. Я уверен, что мы двигаемся в правильном направлении. Какое это направление? Это — воспитание и образование театрального зрителя. Меня могут спросить: кто вам сказал, что нынешний зритель нуждается в воспитании? Может быть, «воспитывать» — это слегка самонадеянно. Но инвестировать совершенно точно надо.
Предлагаю подумать вот над чем. В последнее время мы стали чрезвычайно демократичными. «Демократично» — это новое понятие-идол. Политики встречаются без галстуков, даже в официальном общении всё реже человека называют по имени-отчеству — казалось бы, чем проще, тем лучше. Непритязательному зрителю, во всяком случае, точно лучше. И особенно ярко это видно в кинотеатрах: зритель может по привычке посреди фильма заглянуть в смартфон, выйти в буфет и вернуться с чипсами и пивом, поговорить по мобильному и так далее. И штамп «демократично» превратился у нас в индульгенцию для бескультурного поведения.
Разумеется, с такой «зрительской демократией» проще: не нужно прилагать никаких усилий, как-то понуждать себя. И в кинотеатрах она победила бесповоротно. Не удивлюсь, если скоро современные Шариковы заявят: для удобства зрителей надо сделать туалет прямо в зале — просто и «демократично».
В театре же всё это исключено. Хотя я наблюдаю зрителей в театрах и вижу, что у многих происходит натуральная «ломка»: уже сидит человек в зале — а рука так и тянется лишний раз проверить SMS или поставить лайк; я видел даже, что некоторые доигрывают свои любимые игры на смартфонах.
Но вообще в театр приходят люди-единомышленники, приходят не только и не столько за развлечением — они приходят, готовые к тому, чтобы думать, переживать, решать для себя какие-то важные внутренние вопросы. И проведенное ими в театре время — это время приобретения. А чтобы зритель мог глубже погрузиться в подходящую атмосферу, настроиться на нужный лад, — вот для этого как раз и необходимы какие-то внешние атрибуты. Дресс-код в том числе.
Я не собираюсь бороться со «зрительской демократией», я просто хочу, чтобы она поднялась на новый уровень. А, может быть, вернулась на прежний: я ведь помню, как меня, мальчишку, бабушка водила в театр, и меня одевали по-праздничному, как мы брали с собой сменную обувь — туфли, в которые я переобувался в гардеробе.
Я горжусь тем, что в «Модерне» эта атмосфера формируется и накапливается. Мы создаем ее вместе: театр и зрители. Наряду с главным — нашими спектаклями, театр предлагает изысканный интерьер, буфет, живую фортепьянную музыку в фойе, капельдинеров в смокингах и прочие детали. Вклад зрителей ничуть не меньше: они оживляют и украшают это пространство собой. К слову, даже «посторонний» для театра человек, оказавшись в нашем фойе, сразу ощутит, что кроссовки, толстовки и бейсболки — это точно не отсюда, не из этой «оперы». Так что дресс-код — это, если хотите, наша образовательная методика.
Автор — режиссер, художественный руководитель «Театра «Модерн», советник по культуре губернатора Орловской области
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции