Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Кино нон-стоп: фестиваль в Светлогорске может стать круглосуточным

Форум «Балтийские дебюты» делает упор на молодежь
0
Фото: пресс-служба форума «Балтийские дебюты»
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

72 киносеанса, более 15 тыс. зрителей, 31 полнометражная картина, представлявшая Россию, Норвегию, Латвию, Литву, Эстонию, Польшу, Финляндию, Швецию. А также пять короткометражек, снятых на местной натуре студентами летней киношколы ВГИКа из РФ, Италии, Франции, Мексики, Китая, Узбекистана и Азербайджана. «Известия» оценили итоги XVI международного кинофестиваля «Балтийские дебюты», завершившегося в Светлогорске.

Семьи большие и малые

Большинство конкурсных фильмов, показанных на «Балтийских дебютах», повествовали о семейных отношениях, в отдельных случаях — об отношениях в маленьких трудовых коллективах, по сути, тоже семьях. Минимум актеров, никаких спецэффектов. Возможно, многие дебютанты тяготеют к объемным высказываниям на большие темы, но в финансово ограниченных условиях особо не разгонишься. Приходится работать ювелирно, смакуя собственный концепт и надеясь найти отклик у гурмана-зрителя. Либо искать простые, но эффективные средства воздействия на широкую аудиторию.

Жюри российских дебютов решило воздать должное обоим способам. Лучшим фильмом признало легкую и остроумную комедию «Давай разведемся» Анны Пармас, а приз за режиссуру вручило Александру Золотухину за картину «Мальчик русский». Ученик Александра Сокурова сработал в традициях учителя — философски и атмосферно. Часть публики с показа ушла, зато оставшиеся были вознаграждены длительным послевкусием.

Фильмы-победители уже отмечались на престижных (недебютных) киносмотрах, так что их лауреатство не вызвало ни удивления, ни сомнения: качество доказано. Гораздо интереснее было следить за распределением специальных призов жюри. В этой сфере наградили исключительно за броскость, доступность и востребованность темы.

Приз «За яркое начало» достался гламурной драме Марии Агранович «Люби их всех» с отличным дуэтом юной Алены Михайловой в роли хитроумной содержанки и маститого Сергея Гармаша, сыгравшего мстительного папика. Максим Зыков с воспитательной комедией «Предок» об отце, ради спасения сына остановившем «Сапсан», получил приз с формулировкой «За оригинальный подход к теме отцов и детей». А клиповое видение мира Федора Лясса (криминальная драма «На районе») удостоилось награды «За лучшую работу оператора».

Можно было бы отметить действительно впечатляющую операторскую работу Анны Рожецкой в фильме «Двое» Тимофея Жалнина (масштабные таежные красоты рифмуются с метаниями героев); красивую семейную сагу «Молодое вино» с поразительно похожими Катериной Шпицей (героиня в юности) и Валерией Бурдужей (она же в зрелости); тонко сработанное кино взросления «Ваш репетитор» Антона Коломейца с Наталией Вдовиной в заглавной роли. То есть все восемь конкурсных фильмов — редкий случай в фестивальной практике и хороший бонус нашему молодому кинематографу.

Тяжесть мира

Однако, по мнению председателя жюри российских фильмов Юрия Полякова, не всё так радужно — сценарная основа дебютных работ оставляет желать лучшего.

— Чем больше в фильме хорошей литературы, тем больше вероятности, что он состоится. Для этого нужна разработанная история, где всё прописано, — поделился писатель с «Известиями». — А так бывает, что задумка хорошая, но литературная сторона не проработана: в результате интерес к фильму теряется.

Писатель, к сожалению, прав. Даже в лучшем фильме конкурса «Давай разведемся» история начинает буксовать, едва перевалив две трети, и далее картину спасает только обаяние Анны Михалковой в роли докторши, разрывающейся между семьей и работой.

Отличные актерские работы — особая приятность нынешних «Балтийских дебютов». В регламенте фестиваля нет призов за лучшие роли, однако оргкомитет не смог не наградить актера Русского драматического театра Литвы Валентина Новопольского «за создание разноплановых и запоминающихся образов». В литовском фильме «Саша был здесь» режиссера Эрнестаса Янкаускаса артист сыграл мужа, сомневающегося, стоит ли ему становиться отцом приемному ребенку. В латвийско-литовско-франко-бельгийском «Олеге» Юриса Курсиетиса — рижского мигранта, отчаянно выживающего во враждебном Брюсселе.

Оба фильма могли быть отмечены и по другим разделам, но, очевидно, не совпали с ключевой установкой председателя жюри международного конкурса Марка Мюллера.

— Все 10 фильмов по-разному рассказывали, что происходит в прибалтийской части мира, — поделился он с «Известиями». — Кто-то из режиссеров принимал всю тяжесть мира на себя, кто-то старался распределить ее сбалансированно, взглянуть на ситуацию со стороны, возможно, с юмором. Мне больше по душе второй подход.

Жюри согласилось с председателем — лучшим зарубежным фильмом стал «Юморист» Михаила Идова (Латвия, Чехия, Россия). Его герой — мастер разговорного жанра Борис Аркадьев (актер Алексей Агранович) — только и делает, что балансирует — и в результате благополучно доживает до нынешних времен, приумножив благополучие брежневских.

Приз за режиссуру политкорректно получила Мииа Терво с фильмом «Аврора» — об отношениях финки и иранца. А самым востребованным фильмом международного соревнования, судя по сочувственной реакции зрителей, стала драма «Взять или уйти» эстонского режиссера Лиины Тришкиной, удостоенная спецприза с формулировкой «За глубокое и реалистичное раскрытие образа отца-одиночки». Приз зрительских симпатий по итогам всех программ достался военной драме «Коридор бессмертия» режиссера и продюсера Федора Попова, показанной в разделе «Премьеры года».

Президент фестиваля ректор ВГИКа Владимир Малышев уже думает о следующем старте.

— Полагаю, дальше мы будем развиваться в сторону еще большего участия молодых кинематографистов из разных стран, чтобы у них была возможность общаться, — отметил он в беседе с «Известиями». — Может быть, организуем круглые столы, обсудим, какие где существуют трудности, каковы пути их преодоления, как поддерживает молодых государство. А вечером пусть будут дискотеки: молодежь есть молодежь.

Пока сеансы фестиваля, согласно щедрому выбору программного директора Леонида Демченко, идут с десяти утра до полуночи. С дискотеками «Балтийские дебюты» имеют шанс стать круглосуточными, а это уже новое слово в дебютно-фестивальной истории.

Справка «Известий»

Кинофестиваль «Балтийские дебюты» проводится в Светлогорске с 2004 года при поддержке Министерства культуры РФ и правительства Калининградской области. Организатор — продюсерский центр «ВГИК-Дебют». За это время в смотре приняли участие более 200 режиссеров из десятка стран. В состав жюри в разные годы входили Кшиштоф Занусси, Йос Стеллинг, Донатас Банионис, Эва Шикульская, Владимир Хотиненко, Алексей Учитель, Алла Сурикова, Лариса Удовиченко, Борис Токарев, Вера Сторожева и др.

Читайте также
Прямой эфир