Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Зеркальный Тарковский: в Иваново показали бескомпромиссное кино

На фестивале, посвященном великому режиссеру, приветствовалось всё, кроме слепого подражания
0
Фото: zerkalo.space
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Иваново показали бескомпромиссное авторское кино. Судило его большое интернациональное жюри, где вполне в духе времени была отменена иерархия, а должность председателя отсутствовала. Такова реальность 13-го Международного фестиваля «Зеркало», победители которого будут объявлены сегодня.

Чем дальше, тем лучше

Смотр носит имя Андрея Тарковского и проводится на родине великого режиссера. Показы проходят во многих городах Ивановской области — от Юрьевца, где открыт Центр Тарковского, до Плеса, Фурманова и Кохмы. Но главной площадкой остается кинотеатр «Лодзь» в Иваново, где в переполненных залах по вечерам (чтобы зрителям не было нужды отпрашиваться с работы) показывают фильмы из программ ведущих фестивалей мира — Канн, Берлина, Сан-Себастьяна или Роттердама, которые сюда никогда не доберутся обычным прокатом.

Как пояснил «Известиям» программный директор Андрей Плахов, меньше всего организаторы хотят превратить «Зеркало» в мемориальный фестиваль памяти Тарковского или смотр многочисленных эпигонов русского режиссера. Преемственность, переклички, полемика — приветствуется всё, кроме слепого подражания.

— Наоборот даже, чем дальше, тем лучше. Потому что Тарковский уже сделал свое дело. Нужно искать что-то другое — просто с той же страстью, что и он, — подчеркнул Андрей Плахов. — Наша цель — собрать фильмы с индивидуальным подходом, явной авторской интонацией, желательно — с какими-то элементами нового языка или его поисками. Сегодня кино очень интересно развивается в самых разных местах — в Латинской Америке, Скандинавии, на Балканах… Конечно, представить весь спектр мы не можем, но пытаемся предложить широкий географический диапазон.

В конкурсе этого года — девять картин, но представлены едва ли все континенты — от Азербайджана до Нидерландов, от Аргентины до Болгарии. Россию в конкурсе представляет фильм «Дылда» Кантемира Балагова, уже завоевавший призы на фестивале в Каннах. Жанры (если можно применять такие определения к авторскому кино) — тоже самые разнообразные, от сюрреалистической трагикомедии до неонуара. Однако и общего между конкурсантами немало. Из того, что бросается в глаза, — нежелание играть со зрителем в поддавки и сильный акцент на социальной составляющей.

Одна картина нередко будто подхватывает, развивает или переосмысливает тему, намеченную в другой. Взять «Слепое пятно» норвежской дебютантки Тувы Новотны (более известной как актриса — она играла в «Аннигиляции» Алекса Гарленда). Эта выматывающая драма, прекрасно отрепетированная и снятая одним кадром по примеру «Русского ковчега» или недавней «Виктории», рассказывает о попытке детского суицида во внешне благополучной семье. Трагедия вызревала годами, но ее благополучно проглядели, потому что не хотели замечать.

Иной угол зрения предлагает израильтянин Нимрод Эльдар в картине «После моего ухода». Завязка вроде бы схожа — несовершеннолетняя девочка, некогда потерявшая мать, пытается уйти из жизни без видимых причин. Но в этом случае катастрофический поступок — отнюдь не результат капитуляции перед демонами подсознания, а радикальный способ вернуть взаимопонимание с отцом, попытка вывести его из равновесия, заставить испытать сильные чувства. Интересно, что режиссер не останавливается на уровне отдельно взятой семьи и выходит на обобщение — вся страна, по его мнению, сознательно закрылась от своих проблем.

Несмотря на высокий уровень конкурса, российская «Дылда», которая вышла в прокат как раз на этой неделе, прекрасно смотрится на общем фоне. Жюри, в составе которого актриса Алиса Хазанова (Россия), режиссеры Дарья Жук (Белоруссия/США) и Эмир Байгазин (Казахстан), а также монтажер многих фильмов Вернера Херцога Джо Бини (Германия) и сценарист, лауреат последнего Берлинале Маурицио Брауччи (Италия), предстоит действительно непростой выбор.

Тарковский контекст

Строго говоря, в рамках «Зеркала» проходят сразу три-четыре фестиваля одновременно. Каждый при желании может составить собственную программу. Тут и подборка актуального российского кино (кроме «Дылды», есть и «Однажды в Трубчевске», и «Давай разведемся»), и многочисленные ретроспективы — от фантастических мультфильмов Владимира Тарасова до спецсекции «Костюм в кино», которую курирует художник по костюмам Надежда Васильева.

Есть и отдельная программа памяти Андрея Тарковского, состоящая из трех документальных фильмов. Среди них — «Дар» Джулиано Фратини. По основному роду деятельности Фратини писатель, и к Тарковскому он пришел окольным путем, через увлечение Марленом Хуциевым. «Дар» рассказывает о малоизвестном эпизоде из жизни Тарковского, когда после съемок «Ностальгии» в Италии режиссер решил не возвращаться в СССР и поселился в поселке Сан-Грегорио.

— Дело в том, что я сам родился в нескольких километрах оттуда. И когда я узнал, что здесь жил Тарковский, то рассказать эту историю любой ценой. На самом деле, в мире очень много мест связано с Тарковским, и я надеюсь, что смог открыть одно из них, — рассказал режиссер. — «Дар» — и обо мне тоже. Тарковский часто говорил, что детство — это время, когда зарождается художник, и, работая над очередным фильмом, он всегда боялся, что уже исчерпал свой запас впечатлений.

Специально для фильма Фратини записал интервью с десятками людей, лично знавших Тарковского, в том числе с Кшиштофом Занусси и Марленом Хуциевым. В общей сложности получилось 27 часов разговоров, которые чудом спрессовались в полуторачасовой фильм.

Также в Иваново прошла научная конференция о творчестве Тарковского и открылась выставка «Из зоны событий» Рашита Сафиуллина, приуроченная к 40-летию «Сталкера» (куратор — Полина Заславская). Сафиуллин был художником на картине и сохранил уникальные эскизы, фотографии и документальные съемки. Для аудиогида он записал множество рассказов о том, с какими приключениями создавался тот или иной объект Зоны, а в качестве мастер-класса соорудил инсталляцию «Портал» — по тем же «рецептам», что много лет назад...

Читайте также
Прямой эфир