Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Армия
Силы ПВО ликвидировали 34 украинских БПЛА над территорией РФ
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Общество
Матвиенко предложила провести «Десятилетие семьи» в России
Общество
В Иркутской области подозреваемый в убийстве фельдшера арестован на два месяца
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Париже близится к завершению 53-й авиасалон «Ле-Бурже», и события уже закончившихся бизнес-дней мероприятия позволяют говорить о наличии признаков серьезных предстоящих перемен в мировой авиационной промышленности, структура которой к 2030 году может оказаться совсем иной, чем мы наблюдаем сейчас, перед 2020-м. «Известия» провели свой сеанс гадания на летающих объектах.

Периферия с возможностями

Начать стоит с домашних перспектив. Вряд ли имеет смысл обольщаться радужными предчувствиями — во всяком случае, в предыдущие два десятка лет ни один из оптимистических прогнозов так и не сбылся, но свои надежные висты у российского авиапрома есть.

Во-первых, конечно, это рынок боевой авиации. Сохранение и развитие собственных ВВС, наличие большого пула традиционных клиентов и преимущества, позволяющие получать контракты как на конкурентных рынках типа индийского, так и в традиционно чужих вотчинах типа Малайзии, Индонезии, стран Латинской Америки и ряде других — всё это позволяет говорить о надежном шансе оставить за собой совокупное второе место после США в списке экспортеров военных самолетов и вертолетов и в ближайшие 10 лет.

Во-вторых, это политическая альтернатива. Закупки оружия у США и других стран – лидеров НАТО регулярно оказываются неприемлемыми для многих стран по политическим причинам — включая в первую очередь сомнения в возможности получения запчастей, боекомплекта и прочих необходимых комплектующих в случае, если очередной режим попадет в списки неугодных Западу. С этой точки зрения Россия, не несущая на себе ни бремени «мирового жандарма», ни лидера одного из двух лагерей глобального противостояния, имеет гораздо большую свободу рук в оружейном бизнесе за пределами границ бывшего СССР и активно этим пользуется.

На «Ле-Бурже» было объявлено о продаже Бе-200 в США для борьбы с лесными пожарами

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

В-третьих, постепенная деградация мировой торговли в целом дает большие шансы получить свое на локальных рынках с выстраиванием двусторонних связей при наличии спроса на продукцию партнеров с обеих сторон. Постепенно растущая номенклатура продукции российского авиапрома позволяет делать всё более разнообразные предложения, часть которых будет неизбежно находить своих клиентов.

Сюда же стоит отнести и случаи уникальных предложений, когда прямых конкурентов на рынке просто нет — например, гидросамолеты Бе-200, о продаже которых в США для борьбы с лесными пожарами было объявлено на «Ле-Бурже», или сверхтяжелые вертолеты Ми-26.

При этом напомним, что по парижскому авиасалону оценивать перспективы отечественного авиапрома некорректно: в силу сложившейся политической конфигурации это всё же «не наш» форум, хоть и не настолько чужой, как британский «Фарнборо».

Неопределенное будущее «Боинга»

Американский сверхгигант представляет сегодня одну из главных загадок мирового авиапрома. «Боинг» испытывает проблемы во всех категориях продукции. Производство лайнера B-737NG прекращено, перспективы возобновления поставок 737 MAX после двух катастроф, причиной которых стали конструктивные особенности машины, пока весьма туманны, одновременно с этим появляются сообщения о проблемах новейшего широкофюзеляжника B-777X. На традиционно «своем» военном рынке у американской корпорации тоже не всё ладится, учитывая, в частности, проблемы с поставками самолета-заправщика КС-46 для ВВС США, вокруг которого продолжаются скандалы, включая в том числе претензии к культуре производства: американские ВВС сообщают о низком качестве сборки, забытых внутри самолета инструментах, строительном мусоре и других претензиях.

Собственно, от того, насколько успешно эти проблемы будут решены, зависит будущее «Боинга» в принципе. Загнать их под ковер уже не получится: в надежде нарастить свою долю рынка этого не даст сделать ни Airbus, ни китайский COMAC, ни, следует полагать, российская Объединенная авиастроительная корпорация, которой в ближайшее время предстоит наращивать пакет заказов для проходящего испытания лайнера МС-21 — прямого конкурента B-737.

Boeing 787-9 Dreamliner авиакомпании Air Tahiti Nui выполняет демонстрационный полет в рамках авиасалона в Ле-Бурже

Фото: REUTERS/Pascal Rossignol

Трудности американского авиагиганта связаны с резким удорожанием процессов разработки и производства самолетов как таковых, что заставило принять в свое время «дешевые» решения. С B-737 это решение выразилось в интеграции современной электроники на платформу родом из 1960-х годов, в то время как основной конкурент А320, созданный двумя десятилетиями позже, уже является самолетом «цифровой эпохи», с соответствующей разницей для модернизационного потенциала. Проблемы с производственной культурой вызваны общим снижением уровня оплаты труда для сотрудников рабочих и младших инженерно-технических специальностей в последние десятилетия, что привело к соответствующему падению уровня профессиональной подготовки и ответственности специалистов на финальной сборке и испытательной станции. И если в случае с коммерческими поставками риск крупных скандалов и гигантских неустоек еще заставляет тщательно готовить технику перед ее отгрузкой заказчику, то поставки для своих военных такого стимула, очевидно, не имеют.

Вряд ли стоит говорить о «неизбежном крушении» «Боинга», однако вероятность применения к нему, уже не первый раз в истории американской промышленности, «антитрестовских» мер с разделом бизнеса и передачей части продукции или проектов иным операторам вполне присутствует. Как это скажется на разработках новой техники в условиях, когда осилить дорожающие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в состоянии только экономические сверхгиганты, сказать пока трудно.

На «Ле-Бурже» проблемы «Боинга» подтвердились наглядным образом: Airbus серьезно обошел американского производителя по объему новых контрактов. Европейские поставщики уже в первый день работы салона подписали соглашения о поставках 123 машин А220 (бывшие Bombardier), а также А321XLR и А321neo. «Боинг» отличился лишь соглашением о намерениях — правда, на целых 200 машин, но превратится ли оно в контракт и с какими параметрами, в том числе количественными, сказать трудно.

Истребитель новейший, макет, две штуки

У Европы на салоне была своя интрига в виде представленного проекта истребителя шестого поколения NGF/FCAS, разрабатываемого совместно Францией и Германией. Проект презентовали в виде макета, при этом было отмечено, что внешний облик машины еще может измениться. Сроки пока позволяют — запуск машины в серийное производство предполагается во второй половине 2030-х.

Помимо Франции и Германии в разработке проекта примет участие Испания. Новая машина должна будет заменить в строю истребители Rafale и Eurofighter.

Проектом FCAS выставка макетов не ограничилась. В турецкой экспозиции был представлен макет истребителя TF-X, который Турция планирует разработать самостоятельно с привлечением иностранных поставщиков оборудования. Предполагается, что новая машина также будет в основном оснащаться европейским оборудованием и вооружением.

На авиасалоне европейские производители представили макет истребителя шестого поколения NGF/FCAS, разрабатываемого совместно Францией, Германией и Испанией, при этом было отмечено, что внешний облик машины еще может измениться — запуск машины в серийное производство предполагается во второй половине 2030-х

Фото: REUTERS/Yoan Valat

Интрига турецкого проекта, впрочем, состоит в том, что продолжающееся ухудшение отношений Анкары и НАТО может повлечь за собой проблемы в получении необходимых технологий, особенно учитывая желание Турции производить на своей территории как можно большую часть комплектующих новой машины. Учитывая сказанное выше про перспективы российского авиапрома, это может оказаться серьезным шансом для отечественных производителей: возможность привязать к своей промышленности страну такого калибра, как Турция, — это приз, за который стоит побороться.

Во всяком случае изменить конфигурацию мирового авиапрома в его военной части это может в случае успеха не меньше, чем возможные проблемы «Боинга» — в гражданской.

Читайте также
Прямой эфир