Взлет до Поднебесной: чем будет интересен МАКС-2019
Главным событием наступающего 2019 года для российских любителей авиации в очередной раз станет авиасалон МАКС. В этот раз он будет сочетать в себе строгое следование традициям и необычные новшества. «Известия» разбирались в том, чего следует ждать от проекта в ближайшем будущем.
Юбилейный форум
Салон 2019 года должен стать по-своему юбилейным. Считая «МосАэроШоу» 1992 года (бренд «МАКС» появился только в следующем, 1993 году, тогда же установился и график его проведения — раз в два года по нечетным годам), это пятнадцатый международный авиасалон в Жуковском. Однако его вполне могло бы и не быть, более того, на МАКС-2017 посетители ехали до привычных станций «Отдых» и «42-й километр», как тогда официально объявлялось, в последний раз.
Дело было в набиравшем обороты и продолжающемся до сих пор процессе «Патриотизации» российского военного выставочно-музейного хозяйства, то есть переносу всего, что не привинчено, в находящийся в Кубинке парк «Патриот». Так, сейчас начинается процесс перевозки туда экспонатов монинского центрального музея ВВС, вызывающий серьезные опасения за их сохранность среди специалистов и любителей авиации. Из выставок наиболее крупной жертвой стала проходившая в Нижнем Тагиле специализированная выставка сухопутной военной техники Russia Arms Expo (RAE).
Уральский форум характеризовался как высокопрофессиональное мероприятие со сложившейся мировой репутацией и располагал уникальным по масштабам и возможностям полигоном «Старатель». В качестве компенсации Тагилу пообещали проведение выставки военной продукции «Диверсификация», имеющей довольно неопределенный формат и странное для мероприятия с демонстрацией танков на полигоне название, но она была отменена, по крайней мере, в 2018 году.
В 2017 году казалось, что решен вопрос и переезда МАКСа, о чем неоднократно говорили официальные лица. Одним из главных поводов называлось открытие в 2016 году в Жуковском международного аэропорта, интенсивные полеты которого в перспективе могли помешать проведению выставки. Сейчас, впрочем, надо признать, что серьезно загруженным гражданским авиаузлом аэропорт Жуковский пока не стал — всего десяток–полтора рейсов в день, а потенциал инфраструктуры ЛИИ Громова (в частности, самая длинная взлетно-посадочная полоса Европы и вторая в мире среди полос с искусственным покрытием) позволяет куда больше.
Потенциальные минусы переноса МАКСа в Кубинку были бы не меньшими, чем для RAE. В первую очередь, это физическая отделенность павильонов от летного поля, на котором разместилась бы основная часть статической экспозиции (посетители перевозятся между ними на автобусах). Кроме того, сам парк значительно дальше от Москвы, чем Жуковский. Возможно, не столь бросающимся в глаза, но потенциально наиболее серьезным ударом стала бы фактическая потеря международного статуса и превращение в просто авиашоу — слишком для многих иностранных фирм, в особенности гражданских, стало бы репутационно неприемлемым участие в мероприятии, столь явно ассоциированным с российским Министерством обороны.
К счастью, рациональные доводы подействовали, и в конце 2017 года поступила информация, что авиасалон пройдет на обычном месте. В конце текущего года сообщили, что и в традиционное время — в 2017 году был проведен эксперимент с переносом выставки на конец июля, а на 2019-й установлены более привычные даты проведения — с 27 августа по 1 сентября.
Говоря об опыте с точки зрения посетителей, свои плюсы есть у обоих вариантов. Июль, конечно, с большей вероятностью обещает ясную погоду, но если лето выдастся жарким, то день на открытом летном поле становится серьезным испытанием даже для молодых и здоровых людей. К тому же полное отсутствие облачности неидеально для фотографов. Конец августа же обещает куда более мягкую погоду, а поливание публики в дни общего доступа дождиком стало уже, как шутят, доброй традицией.
Впрочем, перенос, скорее всего, связан не с временем года, а с упорядочиванием графика выставочных мероприятий на 2019 год. Не утруждая читателя промежуточными датами, сразу приведем итоговые. Форум «Армия-2019» пройдет с 25 по 30 июня. Примечательно, что в ходе проведения форума в этом году следующий анонсировали только в 2020-м, то есть с переходом на стандартный для крупных военных мероприятий график раз в два года. Но затем почему-то передумали.
«Полицейская» выставка «Неделя национальной безопасности» пройдет с 28 по 31 мая. Проходящий в Санкт-Петербурге «морской МАКС» — МВМС пройдет в 2019 году с 10 по 14 июля. Таким образом, ключевые выставочные мероприятия были по возможности равномерно распределены, а МАКС отнесен от «Армии» хотя бы на два месяца, что позволит экспонентам и профессиональным посетителям физически и финансово «собраться с силами». Впрочем, для многих организаций, по профилю вынужденных участвовать сразу в обоих экспозициях, и такой формат является серьезным испытанием, да и невозможно подготовить премьеры сразу для обеих выставок. Идея разнесения МАКСа и «Армии» по нечетным/четным годам выглядела крайне здраво, и остается надеяться, что в будущем к ней вернутся.
Птицы по-пекински
Символично, что возврат к традициям проведения совпал с тем, что следующий МАКС будет особо связан со страной, где традиции чтят как нигде. В конце сентября этого года министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что по российскому приглашению Китай стал страной-партнером по проведению авиасалона. Пока не ясно, в чем именно будет заключаться эта роль, но уверенно можно сказать, что центральной темой салона станет российско-китайское сотрудничество.
А это автоматически определяет главную «звезду» — ей должен стать проектирующийся сейчас российско-китайский дальнемагистральный лайнер CR929. В прошедшем в ноябре в китайском Чжухае авиасалоне был представлен полноразмерный макет кабины и салона самолета. Наверняка он будет представлен и на МАКСе, возможно, в обновленном виде, и дополнен свежей информацией об облике лайнера, который к тому времени будет находиться на стадии завершения эскизного проектирования. Проект имеет огромную важность для обеих стран, и с ним связаны надежды на попытку ворваться хотя бы общими силами на мировой рынок гражданской авиации, сейчас плотно поделенный между американским и европейским гигантами (после поглощения «Эмбраер» и «Бомбардье» «Боингом» и «Эйрбас» соответственно они практически полностью взяли под контроль «взрослое» гражданское авиастроение).
Другим крайне важным для гражданской авиации России экспонатом должен стать МС-21, для которого МАКС-2019 станет первым. Самолет заканчивает испытания, и ему остро необходимо набирать твердые заказы. Будем надеяться, что в этот раз дело не ограничится соглашениями о намерениях и опционами. Примечательно, что у Китая есть прямой конкурент МС-21 — C919, который также проходит испытания. Впрочем, на данный момент в портфеле его даже опционов только китайские авиакомпании (не считая американской лизинговой компании GECAS). «Суперджет» на выставке, вероятно, будет представлен в новых модификациях — вживую с новым крылом с законцовками, и в качестве макетов и продукта для агрессивного маркетинга в новой уменьшенной модификации SSJ-75.
Труднее предсказать военные новинки — в лучшем случае речь может идти о новых авиационных средствах поражения и модификациях проверенной техники. Очень интересно было бы увидеть отечественные новинки в области беспилотной авиации, в первую очередь испытывающий хронические административные проблемы тяжелый БПЛА «Альтаир».
Однако это не значит, что любителям военной авиатехники будет нечего посмотреть на МАКСе-2019. Летная программа, включая возможно более смелую программу пилотажа Су-57, традиционно высококлассна. Особый партнерский статус Китая должен говорить о планах на крупное его представление, а показывать китайцам в гражданской области особо нечего, так что нас ждет большое количество китайских БПЛА (в прошлом году они уже привозили своего «Птеродактиля»). Наверняка снова прилетит титульная авиагруппа высшего пилотажа китайских ВВС «1 августа», которую крайне редко можно увидеть за рубежом. Возможно, в летной программе мы увидим и показавший в Чжухае впечатляющий пилотаж J-10 с управляемым вектором тяги. На статике особо интересно было бы увидеть такие самолеты, как бомбардировщики H-6, которые вообще практически не покидали Китай, но недавно прилетали к нам на «Авиадартс». Периодически в Жуковском можно увидеть и китайские Су-35 — почему бы им не встать рядом с российскими собратьями.
Широкое китайское присутствие на выставке неизбежно поднимет вопросы углубления военно-технического сотрудничества России и Китая и, в особенности, возможности запуска его и во вторую сторону. Несмотря на традиционное предубеждение к продукции Поднебесной, нельзя не признать, что в ряде областей она обходит Россию. Так, китайские ударные БПЛА не только активно поставляются на экспорт (в том числе, например, и в Казахстан), но и уже прошли боевое крещение на Ближнем Востоке. Если не считалось зазорным покупать беспилотники в спорно-дружественном Израиле, то почему это должно было быть проблемным в случае страны, активно провозглашаемой главным стратегическим партнером? Есть и другие болезненные области.
Нельзя исключать, что следующим летом особый партнерский статус Китая будет подтвержден на «партнерской» выставке подписанием необычных и неожиданных договоров. По крайней мере, интрига перед нерядовым МАКСом уже нарастает.