Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Армия
Военные ВС РФ начали восстановление мемориала участникам ВОВ в ДНР
Мир
Лидер КНДР Ким Чен Ын поздравил Владимира Путина с инаугурацией
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду и до +7 градусов в Москве 8 мая
Общество
В Подмосковье обезвредили 15 боеприпасов времен ВОВ
Армия
Замминистра обороны вручил награды участникам СВО в госпитале имени Мандрыка
Спорт
Российский атлет сдвинул с места «Сапсан» и установил мировой рекорд
Армия
Военнослужащие ВС РФ поздравили мариупольских ветеранов войны с Днем Победы
Мир
Судебный процесс по делу Трампа о хранении секретных документов отложен
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Здоровье
Химик сравнила вред кондиционера и пластиковых окон
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Общество
Гвардейцы-десантники почтили память погибших в ВОВ в Попасной
Происшествия
В Курске на складе магазина сантехники произошел пожар на площади 500 кв. м
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В рамках Петербургского международного экономического форума «Известия» побеседовали с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко о потенциале вверенного ему региона, перспективах и основных направлениях его развития.

Исторический рекорд

— Петербургский международный экономический форум в прошлом году принес Ленинградской области порядка 50 млрд рублей. Рассчитываете ли вы на новый рекорд и какова инвестиционная привлекательность региона?

— Наверное, я вас удивлю, но в этом году мы побьем все мыслимые и немыслимые рекорды регионов в рамках Петербургского экономического форума за последние годы, за всю его историю. Мы подпишем порядка 40 соглашений на 921,5 млрд рублей, это действительно очень крепкая цифра. Но не все они будут касаться денег. Не случайно девиз стенда Ленинградской области: «От инвестиций в Ленинградскую область к инвестициям в человеческий капитал». Мы будем подписывать очень много соглашений, которые связаны с профессиональной подготовкой наших молодых ребят, так называемых синих воротничков. Мы очень заинтересованы чтобы они оставались работать в Ленинградской области.

— Какие отрасли экономики наиболее перспективны, на что вы делаете ставку сейчас?

— Мы понимаем, что один из резервов роста экономики Ленинградской области — это портовые комплексы. В последние 10 лет грузооборот вырос минимум на 10%, и от этого растет инфраструктура: портовая, железнодорожная, автомобильная, строятся новые предприятия. Не случайно крупнейший инвест-проект, который мы будем подписывать в рамках ПЭФ, — это многопрофильный комплекс по переработке газа «Русхимальянса» совместно с «Газпромом». Это переработка газа, производство сопутствующей продукции из газа, отбор жирного газа, отправка в Европу сухого газа. Ну и традиционно мы будем подписывать соглашения с теми, с кем мы уже работаем.

Я уже не раз говорил, что регион получает экономический эффект тогда, когда он не первый раз подписывают соглашение, а второй или третий. Это очень важно, не случайно мы только что подписали соглашение с компанией «Глория». Это фармацевтическая компания, мы три года назад подписали соглашение на 1 млрд рублей. Они начали работать, им понравилось, мы подписали соглашение на средства второй очереди. Компания «Еврохим», наш давний партнер, завтра будет будет запускать новый завод по производству аммиака — $1,2 млрд инвестиций. И только что мы завершили переговоры еще на 2,5 млрд, будем в долларах подписываться в рамках ПЭФ на средства второй и третьей очереди.

Или, например, компания «Рокосантехника». В этом году мы с ними не подписываем соглашение, но мы трижды уже в рамках ПЭФ подписывали соглашения о расширении производства. И это очень важно: значит, инвестор доверяет Ленинградской области, инвестор идет в Ленинградскую область.

Второе направление, конечно, — производство продукции сельского хозяйства и продуктов питания. Мы прекрасно пониманием, что агломерация Санкт-Петербурга и Ленинградской области — это почти 8 млн человек, которые хотят кушать, и, конечно, мы будем увеличивать объемы производства сельхозпродукции, а главное — производить новые виды сельхозпродукции. Например, недавно мы стали одними из лидеров России по производству свежей форели — всё идет на рынки Санкт-Петербурга. Мы становимся лидерами России по производству мягких сыров: основной потребитель — рынки СПб. У нас активно развивается тепличное хозяйство, и наши помидоры, огурцы, кабачки сегодня заслуженно пользуются популярностью в СПб. Почему? Их сорвали — и через два часа они на прилавках петербуржцев, их не надо везти, их не надо перерабатывать, им не надо зреть в пути. Вот готовый свежий томат — бери и кушай.

Ну и, конечно, одно из направлений — это цифровизация, современные смарт-технологии. Не случайно уже сегодня мы подписали лва интересных соглашения. Это соглашения с компанией «Аэро», которая будет производить различные смарт-компоненты для технологии «Умный город», начиная от умной детской площадки, заканчивая умными велосипедными дорожками и многим-многим другим. И второе соглашение мы подписали с компанией в нашем технологичном парке М10 — это парк, который работает по новым технологиям. Там размещаются только самые современные предприятия России, это предприятия гофракартона, упаковки. Вы знаете, что Ленинградская область год назад первая заявила на одном большом мероприятии: «Мы больше не используем пластик». Только бумажные стаканчики, только бумажные тарелочки, деревянные вилки и ложки, то есть экология. И вот как раз это предприятие будет производить в том числе упаковку из гофрокартона, опять-таки по современным технологиям.

— Минтранс и Росавиация утвердили размещение аэропорта у поселка Сиверский в Ленобласти. Одобрение федерального центра даст возможность приступить к более активным действиям? Какова привлекательность этого проекта, какие перспективы?

— Честно скажу, если бы не было этого одобрения, ни мы, ни инвестор, ни банки, наверное, следующих шагов бы не сделали. Мы получили одобрение пока на первые два этапа. Это, во-первых, карго-авиация — мы хотим забрать все грузоперевозки Северо-Запада на аэропорт Сиверский. Потому что здесь большая взлетная полоса, могут садиться тяжелые грузовые самолеты, и это облегчение в том числе для аэропорта Пулково, у которого останется резерв для современной пассажирской авиации.

И, второе, мы хотели забрать коммерческую авиацию. Это небольшие воздушные суда, в том числе частные, и ограниченные пассажирские перевозки — либо на дальние расстояния современными реактивными самолетами, либо на небольшие расстояния винтовыми или турбовинтовыми самолетами. Первый этап — это реконструкция полосы, ограждение и всё, что связано с навигацией. Это не самый дорогой этап, он оценивается примерно в 5–7 млрд рублей. А вот последующие этапы, в том числе складские, терминальные, инженерные сооружения, — это более серьезные объемы, они потребуют более серьезных инвестиций.

— Каковы реальные сроки реализации этого проекта?

— Мы хотим в первые три года выйти на карго-авиацию, затем еще за год выйти на коммерческую авиацию, ну а дальше согласуем действия с Минтрансом и Росавиацией.

Персональная ответственность

— Красной нитью через весь ПЭФ идет тема национальных проектов. Хотелось бы узнать о степени вовлеченности вашего региона в реализацию, наверное, самых важных из них.

— Мы по первому этапу выполнили все требования правительства РФ: заключили соглашения по нацпроектам, создали проектный офис, я его сам возглавляю, у нас по каждому направления созданы штабы, а самое главное, и я это показывал Дмитрию Анатольевичу Медведеву, у нас по каждому из нацпроектов есть фамилия ответственного человека. Причем по вертикали — на уровне правительства, на уровне муниципалитета, на уровне госуправления. И ответственность, соответственно, будет тоже персональная. Нельзя делать нацпроекты обезличенными, должны быть и здесь свои герои. Ну и самое главное — мы полностью подтвердили свое софинансирование по национальным проектам на несколько лет вперед. Действительно, экономика области сегодня на подъеме, мы имеем твердый бюджет, поэтому мы взяли на себя такие обязательства.

— В апреле на новом заводе в Высоцке состоялась первая отгрузка на танкер-газовоз сжиженного природного газа. Тогда российский президент пожелал Ленинградской области удачи в дальнейшем развитии и осуществлении подобных высокотехнологичных проектов. Как идет работа в этом направлении?

— Мы продолжаем развитие современных высокотехнологичных производств в нефтегазовой сфере, работаем с «Новатеком», «Газпромнефтью» и «Газпромом», «Альянсом», «Еврохимом». Буквально вчера проводили встречу — у нас будет производство кокса на Киришском нефтеперерабатывающем заводе, работаем с «Сургутнефтегазом».

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, председатель правления, член совета директоров ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон и председатель правления «Газпромбанка» Андрей Акимов (слева направо) во время видеоконференцсвязи с церемонии официальной отгрузки первой продукции завода по производству сжиженного природного газа «Криогаз-Высоцк», Высоцк

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, председатель правления, член совета директоров ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон и председатель правления «Газпромбанка» Андрей Акимов (слева направо) во время видеоконференцсвязи с церемонии официальной отгрузки первой продукции завода по производству сжиженного природного газа «Криогаз-Высоцк», Высоцк

Фото: РИА Новости/Алексей Дружинин

Но я сразу скажу —- я понял, о чем говорит президент, — мы не должны делать акцент только на нефтехимию, мы должны развивать и другие отрасли. Не случайно у нас появляются современные фармакологические, лесоперерабатывающие предприятия. У нас уже создано три предприятия, которые выполняют стопроцентную переработку леса, даже щепа и опилки идут в производство. Мы сегодня имеем современнейшие предприятия пищевой промышленности, причем не только крупные, а такие как, например, «Галактика» — молочный комбинат, работающий в Гатчине совместно с компанией Valio. Или небольшие фермерские хозяйства, которые используют самые современные технологии и упаковку. И, что немаловажно, сегодня мы выбираем инвесторов, которые доказывают, что на момент запуска предприятия технологии, которые будут ими использоваться, — самые передовые в отрасли, это обязательное условие. И заработная плата у рабочих на момент запуска предприятия будет на 10–15% выше, чем средняя зарплата по отрасли. То есть мы начинаем выбирать инвесторов, у нас появилась такая возможность.

Система кнута и пряника

— Давайте перейдем от производства к управлению. В прошлом году вы создали проект «Рейтинг 47» для изучения деятельности районов области. Насколько он себя оправдал и какую информацию вы для себя можете получить, если проанализировать результаты?

— Я считаю, что любое управление должно иметь систему кнута и пряника, никто ничего лучшего еще не изобрел. И не случайно сотрудников правительства я оцениваю каждый месяц, у меня есть такая форма, как кадровый совет. На нем обозначены 32 показателя работы, мы оцениваем каждого руководителя по этим показателям, и если кто-то допускает необъективные падения по тому или иному показателю в процентном соотношении, он лишается премии. И бывают герои, которые лишаются на 100% премии.

Так же мы подошли к «Рейтингу 47» среди наших муниципальных образований района. Я понимаю, что мы не имеем возможности наказывать глав района, глав муниципальных образований, тем более депутатов на постоянной основе, касаться их материального вознаграждения. Но у нас есть ряд совместных программ, которые мы реализуем. Так вот, те кто занимает лидирующие позиции в «Рейтинге 47», получают ежегодно премирование на социально-экономическое развитие района. Эти деньги могут идти на комфортную среду, на благоустройство и асфальтирование муниципальных дорог, на ремонт муниципальных учреждений и частично на премирование сотрудников. Тем, кто занимает низкие позиции в ряде программ приостанавливаем финансирование, пока они не исправят те замечания, которые у них есть.

ремонт дорог
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин

— Вы чувствуете изменения в менталитете людей?

— Многие стали понимать, что благодаря хорошей работе они могут получить не только блага для жителей, но и прибавку к своей заработной плате. Второе — каждый глава района старается оказаться в лидирующем списке, а у нас это топ-5, и никто не хочет оказаться в минусе. То есть пошла такая здоровая конкуренция, а лучше конкуренции еще ничего в мире не придумано для того, чтобы двигать вперед прогресс. Мы видим, что конкуренция среди муниципалитетов дает возможность муниципальным командам стараться работать лучше.

Развязать транспортные узлы

— В ходе общения с врио губернатора Петербурга Александром Бегловым о федеральных проектах и транспортной инфаструктуре выяснилось, что у вас есть координационный совет, который вы решили создать вместе. В каких направлениях идет работа?

— Транспортные узлы надо развязывать, в этом заинтересованы и город, и область. Уже сегодня на границе Петербурга появились новые города-спутники, это и Мурино, и Кудрино, Бугры. Значительная часть людей проживает в Ленобласти, а работает в Санкт-Петербурге. Я даже иногда говорю своим петербургским коллегам, что мы должны делиться подоходным налогом. Все-таки социальную нагрузку несем мы, а доходы они приносят в СПб. Но не это главное, а главное, что они утром должны комфортно доехать на работу, а вечером комфортно вернуться. Помимо того что люди уезжают на работу и с работы в течении недели, в пятницу вечером большое количество петербуржцев одновременно хотят выехать из города или области, а в воскресенье вечером вернуться. И летом это до 2 млн человек, так что эти развязки нужны как СПб, так и Ленобласти. Поэтому хорошо, что мы договорились с городом и решили совместно финансировать такие проекты. Думаю, что как раз за счет партнерских отношений и поддержки Минтранса мы в ближайшие пять лет основные узловые проблемы решим.

— Раз мы заговорили о транспортной инфраструктуре, вспомним историю под названием «Бронка». Вы уже затронули тему мультимодального транспортно-логистического центра. Вам кажется, что подписание соглашения о создании к 2022 году в Приморске многопрофильного глубоководного портового комплекса как-то изменит ситуацию и каким-то образом усилит позицию региона? Какие преимущества он получит?

— Я считаю, с учетом того что мы хотим забрать обработку всех российских грузов в российские портовые комплексы (сегодня значительная их часть перерабатывается в Прибалтике и Финляндии), работы хватит и порту Бронка, и Приморскому универсально-перегрузочному терминалу. И это нужно понимать. И самое главное, что я пытаюсь донести и до Минтранса, и до РЖД, и до правительства Петербурга: не надо бояться строить сортировочные станции на территории Ленобласти. Во-первых, требуются огромные площади — они у нас есть, второе — требуется развитие подходных путей, они тоже требуют дополнительных земельных ресурсов, а самое главное — мы уберем ограничение по пассажирскому потоку в городе и из города.

— Известно, что у вас есть система грантов для поддержки жителей, которые занимаются сельским хозяйством. Расскажите, пожалуйста, про этот проект.

— Мы действительно хотим вовлекать в сельское хозяйство не только крупные предприятия, но и всех желающих, особенно молодых людей. Потому что если кто-то начинает заниматься сельским хозяйством, то, как правило, создаются фермерские династии. И пусть не все дети, но хотя бы старшие остаются вместе с родителями и дальше получают от них хозяйство по наследству. Это закрепление семьи на земле. Мы четко для себя понимали: молодой семье, которая решила заниматься сельским хозяйством, нужны земля и деньги, поэтому наша система грантов — это наделение земельним участком с правом через пять лет его выкупить за 15% кадастровой стоимости и финансовая поддержка. Первый этап — до 3 млн рублей, а дальше, в течение пяти лет — до 30 млн рублей, в зависимости от того бизнеса, который молодые фермеры будут развивать. Перемещаясь по Ленобласти, я иногда прошу завозить меня к молодым фермерам. И, вы знаете, это интересные ребята, интересные проекты, а самое главное — они работают с большим удовольствием, да еще и зарабатывают деньги.

Прямой эфир