Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Гимнастки из РФ с триумфом выступили на Кубке «Небесная грация» в Катаре
Мир
Пленный ВСУ рассказал об отправке непригодных к службе военных на передовую
Мир
Президент Кубы поблагодарил Путина за понимание проблем кубинцев
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Лори Чавес-Деример на пост министра труда
Мир
В США заявили о попытках помешать связям России и Китая
Общество
Песков сообщил об отсутствии планов по проведению мобилизации в России
Мир
Пушков указал на последствия передачи США ядерного оружия Украине
Армия
Средства ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над территорией Крыма
Экономика
Правительство временно запретило вывоз отходов и лома драгметаллов из РФ
Мир
Медведев указал на негативные последствия для Европы после отказа от газа из РФ
Общество
Москву накрыл сильный снегопад
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
В Британии пожаловались на невозможность ведения длительной войны в Европе
Армия
Марочко назвал Купянск самой напряженной точкой на карте боевых действий
Мир
Меркель заявила о невозможности для Украины в одиночку решать вопрос переговоров с РФ
Мир
Трамп предложил экс-футболиста Тернера на пост министра жилищного строительства
Общество
Синоптики спрогнозировали сильный снег и до +2 в столице 23 ноября
Армия
Российские военные поразили формирования двух бригад ВСУ в Херсонской области
Сюжет:

«Каждый день нам выносит приговор искусственный интеллект»

Представитель президента по цифровому развитию — о соперничестве с Китаем и экспорте технологического суверенитета
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Человеческий страх — лучший контролер внедрения искусственного интеллекта, уверен специальный представитель президента по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков. Однако пока ИИ слишком глуп, чтобы угрожать человечеству, насущный вопрос — кто будет в этой сфере, обгонит весь мир. О шансах России на выход в финал и замене энергетического экспорта интеллектуальным Дмитрий Песков рассказал в интервью МИЦ «Известия» на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в четверг, 6 июня.

— В центре обсуждений остается вопрос, как стать властелином мира с помощью искусственного интеллекта. Плюсы, в общем, очевидны и понятны, но почему остались в стороне предупреждения об опасности искусственного интеллекта? Учитывают ли в России эти угрозы?

— Простой ответ такой — искусственный интеллект, с которым мы пока что работаем, очень глупый. Он точно не является угрозой. И тот набор технологий, который сегодня называется искусственным интеллектом, сегодня не создает угроз для человека — ни на рынке труда, ни в системе принятия решений. Это сугубо инструмент.

До технологического разума нам далеко. Я приводил сегодня метафору: мы обсуждаем угрозы полета в космос в тот момент, когда у нас поехала первая каменная машина на паровом угле. Нам предстоит две, три, а то и пять кардинальных смен того, что мы называем искусственным интеллектом, перед тем как такая угроза станет для нас реальной.

— А когда фантастика станет реальностью?

— Вполне возможно, что мы с вами до этого доживем, но это точно несколько десятилетий. Нет ни одной технологии сейчас, у которой был бы шанс занять то место, ту угрозу, о которой говорил, например, Стивен Хокинг.

— Есть другая аналогия. Мы до сих пор по большому счету не понимаем, что такое квантовая физика, но квантовую механику мы уже используем.

— Это правда, есть угроза применения и нынешних технологий, вопрос всегда в балансе. На самом деле вопрос об уровне угрозы — это вопрос к нам с вами как к людям. Мы готовы с вами позволить искусственному интеллекту то же, что мы позволяем людям?

— Вы о трех законах робототехники Айзека Азимова?

— Нет. Мы с вами выезжаем каждый день на дорогу как водители. Ежедневно случаются десятки тысяч дорожных происшествий. И вот если посчитать, сравнить, как ведет себя беспилотный автомобиль и автомобиль с обычным водителем, выйдет, что беспилотник, например, будет в два раза лучше ездить. Они уже сегодня ездят лучше, чем среднестатистический водитель, но мы не готовы на это и говорим нет. Прежде чем количество инцидентов не упадет до нуля, мы его не выпустим. В этом смысле общественная этика и наш с вами страх являются самым лучшим контролером.

— В каких сферах мы уже наиболее близки к тому, чтобы стать властелинами мира?

— Банки, телеком, госуслуги, поисковики — это сферы, с которыми с точки зрения искусственного интеллекта всё понятно. Мы просто это не осознаем. Мы же пользуемся с вами «Яндексом», а поиск работает на нейросети, это уже искусственный интеллект.

Когда говорят: «Нас в будущем ждет автоматизированное правосудие, это страшно или нет?» Друзья мои, мы с вами, миллионы людей в стране каждый день получаем приговор, который нам выносит искусственный интеллект, выезжая на дорогу и получая штраф, — это же давно делает машина.

— Кто в России готов заниматься развитием искусственного интеллекта? На западных и азиатских рынках уже очень жесткая конкуренция, а в нашей стране, на мой обывательский взгляд, такой борьбы нет — скорее государство декларирует задачу. И, возможно, частные небольшие структуры, которые делают это в своих интересах.

— Объясню на примере. Пять лет назад, когда мы начинали заниматься беспилотниками, в стране не было ни одной команды. Четыре года назад у нас появились первые команды, «КамАЗ» начал в это инвестировать, потом пришел «Яндекс». Сейчас у нас на технологический конкурс «Зимний город» заявились 32 команды, из них с госфинансированием — одна. В финал вышли 12, из них ни одной с госфинансированием.

— В Китае создают технопарки, в которых каждый день регистрируется порядка 10 тыс. инновационных стартапов. Кроме того, там уже есть такие гиганты, как Huawei. Понятно, в масштабах страны несопоставимо, но всё же 32 и 1000 ежедневно — сравнение не в нашу пользу.

— Возьмем Huawei. На прошлой неделе глава компании написал великолепный текст, объясняющий позицию Huawei в ситуации противостояния c США. Единственный раз, когда он заговорил об образовании и подготовке кадров, он сказал, что ключевой фактор устойчивости компании — это сотрудничество с Новосибирским госуниверситетом и с компаниями, которые выходят из него.

Последняя сделка, которую мы обсуждали, была технология компьютерного зрения российской компании, которую купила Huawei. В десятке мировых команд, побеждающих на конкурсе технологий по распознаванию лиц, — три российские.

Но вы правы, у нас категорически недостаточно стартапов — их должно быть в десятки раз больше. Для этого мы должны забыть об элитарности. В чем наша проблема: у нас в последние 30 лет все стартапы выходят из примерно 1520 университетов. Там примерно 50 тыс. выпускников технологической сферы, которые этим занимаются, а дальше провал.

Мы сейчас делаем простую штуку. Сделали искусственный интеллект, который в прошлом году студенты назвали Игорем Ивановичем. У нас есть платформа, которая позволяет человеку под его психотип пройти технологическую подготовку в самых передовых областях. В июле мы ее поставим в сотне российских университетах в регионах. Китай объявил, что он проведет курсы по искусственному интеллекту в 35 университетах, а у нас — в 100.

— А потом — экспорт интеллектуальных технологий?

— Это наше неизбежное будущее. А экспорт интеллектуального суверенитета и технологического суверенитета будет нашим основным продуктом. Также, как мы сегодня продаем странам энергетический суверенитет, через несколько лет мы будем продавать технологический.

— Но при этом суверенитет Рунета все воспринимают как ограничение, а не экспорт.

— Самые лучшие инвестиции — в технологическую модель, которая позволит обезопасить любую страну мира от глобальных и технологических катаклизмов.

— Хорошо. Прямой и простой вопрос: какие еще запреты мы сможем экспортировать?

— Мы сейчас мучительно вырабатываем технологии запрета в ситуации с дронами в воздухе. Сложнейшая ситуация, никто не знает, собственно говоря, как обеспечивать одновременно нахождение обычных гражданских самолетов в дроно-воздушном пространстве.

— А это, собственно, то, от чего зависит развитие беспилотного транспорта, в том числе и гражданского?

— Конечно. На прошлой неделе в Томске мы провели испытание сразу трех систем, которые позволили находиться в воздухе и безопасно управлять полетом нескольким беспилотникам и обычному гражданскому самолету. Так, можно постепенно вырабатывать в логике запретов нахождение беспилотника в воздухе.

Читайте также
Прямой эфир