Красная площадь на Таганке: великий театр отметил юбилей
Театр на Таганке отметил 55-летие. Коллектив, с момента основания ставший площадкой для смелых экспериментов, остался верен себе: масштабное торжество обошлось без официальных поздравлений и традиционных музыкально-танцевальных номеров. В юбилейном спектакле Red Square режиссер Савва Савельев и хореограф Владимир Варнава переосмыслили историю возникновения театра на излете хрущевской «оттепели».
— При упоминании Таганки в памяти всплывают легендарные имена, изменившие жизнь поколения. В спектакле я хотел показать, насколько то, что они делали в прошлом, актуально сегодня. При этом постановка рассказывает не столько о былых заслугах, сколько о будущих, — пояснил «Известиям» режиссер.
Основой сложносплетенного символического действа послужила песня Владимира Высоцкого «Охота на волков», обретшая известность благодаря запрету постановки Юрия Любимова «Берегите ваши лица». Строки «Кричат загонщики и лают псы до рвоты / Кровь на снегу и пятна красные флажков» не только задали идейный тон спектакля, но и определили его визуальный облик: сцену, подобно месту охоты, ограждают флажки, образующие роковой круг.
События, происходящие внутри отведенного пространства, напоминают калейдоскоп контрастных картинок. Некоторые из них ассоциируются с ранними этапами развития театра: новое рождение труппы (коронация самого юного актера вечера Феди Высоцкого), первые авангардные спектакли (на импровизированных подмостках в виде стола артисты с чувством разыгрывают представление с рубкой сырого мяса). Их запреты (хладнокровное убийство мальчика волком из пистолета) и возрождения (монолог старейшего солиста театра Александра Трофимова «Много нас еще живых…»). Другие, к примеру, заседание президиума ЦК КПСС, посвященное смещению с постов Никиты Хрущева, олицетворяют политическую хронику советской эпохи.
Аллегорическая мистерия изобилует цитатами. Фрагменты репертуарных и давно сошедших с афиши спектаклей театра режиссер подает в виде символов, вплетая их в драматургию действия. Так, между сценами камера транслирует на экран лица зрителей. Сопровождающее процесс восклицание «Ищем доброго человека!» отсылает к «Доброму человеку из Сезуана», постановке, с которого труппа отсчитывает свою историю. Идиллический пейзаж из ковров с изображением цветущих деревьев и животных, служащий местом охоты, дополняет реплика Лопахина из «Вишневого сада» («Я купил его…»). А перед финальным балабилем на экране загорается фраза «Какой прекрасный сон, Алиса», напоминая о новаторском прочтении «Алисы» режиссером театра Максимом Диденко.
Глубину и стилистическую цельность Red Square придает сквозная танцевальная линия. Балетные сцены в хореографии Владимира Варнавы, уже имевшего опыт работы в Театре на Таганке (в прошлом сезоне он поставил хореографию к спектаклю «Беги, Алиса, Беги»), по количеству и эмоциональному накалу выступают на равных с драматическими. Вобравшие в себя черты модерн-танца, пантомимы и восточных единоборств, пластические эпизоды выполняют в спектакле функцию философских обобщений. Под ритуально-мистические композиции группы Shortparis 12 танцовщиков провозглашают гимн искусству, разбрасывая животворящую землю по сцене. А экзальтированными прыжками и изломанными движениями корпуса оплакивают павших в неравной борьбе.
Сам хореограф отличился в Red Square ярким соло, выйдя на сцену в образе Леонида Брежнева. В центральном эпизоде спектакля, который символизирует рождение нового главы партии, его герой под величественный перезвон колоколов купается в молоке, льющемся из-под гигантской черной волчицы.