Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Армия
Силы ПВО ликвидировали 34 украинских БПЛА над территорией РФ
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Общество
Матвиенко предложила провести «Десятилетие семьи» в России
Мир
WP сообщила о ссорах и рукоприкладстве в команде Трампа
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Красная площадь на Таганке: великий театр отметил юбилей

Режиссер Савва Савельев и хореограф Владимир Варнава предложили зрителям исторический экскурс вместо официального торжества
0
Фото: предоставлено Театром на Таганке
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Театр на Таганке отметил 55-летие. Коллектив, с момента основания ставший площадкой для смелых экспериментов, остался верен себе: масштабное торжество обошлось без официальных поздравлений и традиционных музыкально-танцевальных номеров. В юбилейном спектакле Red Square режиссер Савва Савельев и хореограф Владимир Варнава переосмыслили историю возникновения театра на излете хрущевской «оттепели».

— При упоминании Таганки в памяти всплывают легендарные имена, изменившие жизнь поколения. В спектакле я хотел показать, насколько то, что они делали в прошлом, актуально сегодня. При этом постановка рассказывает не столько о былых заслугах, сколько о будущих, — пояснил «Известиям» режиссер.

Основой сложносплетенного символического действа послужила песня Владимира Высоцкого «Охота на волков», обретшая известность благодаря запрету постановки Юрия Любимова «Берегите ваши лица». Строки «Кричат загонщики и лают псы до рвоты / Кровь на снегу и пятна красные флажков» не только задали идейный тон спектакля, но и определили его визуальный облик: сцену, подобно месту охоты, ограждают флажки, образующие роковой круг.

События, происходящие внутри отведенного пространства, напоминают калейдоскоп контрастных картинок. Некоторые из них ассоциируются с ранними этапами развития театра: новое рождение труппы (коронация самого юного актера вечера Феди Высоцкого), первые авангардные спектакли (на импровизированных подмостках в виде стола артисты с чувством разыгрывают представление с рубкой сырого мяса). Их запреты (хладнокровное убийство мальчика волком из пистолета) и возрождения (монолог старейшего солиста театра Александра Трофимова «Много нас еще живых…»). Другие, к примеру, заседание президиума ЦК КПСС, посвященное смещению с постов Никиты Хрущева, олицетворяют политическую хронику советской эпохи.

Аллегорическая мистерия изобилует цитатами. Фрагменты репертуарных и давно сошедших с афиши спектаклей театра режиссер подает в виде символов, вплетая их в драматургию действия. Так, между сценами камера транслирует на экран лица зрителей. Сопровождающее процесс восклицание «Ищем доброго человека!» отсылает к «Доброму человеку из Сезуана», постановке, с которого труппа отсчитывает свою историю. Идиллический пейзаж из ковров с изображением цветущих деревьев и животных, служащий местом охоты, дополняет реплика Лопахина из «Вишневого сада» («Я купил его…»). А перед финальным балабилем на экране загорается фраза «Какой прекрасный сон, Алиса», напоминая о новаторском прочтении «Алисы» режиссером театра Максимом Диденко.

Глубину и стилистическую цельность Red Square придает сквозная танцевальная линия. Балетные сцены в хореографии Владимира Варнавы, уже имевшего опыт работы в Театре на Таганке (в прошлом сезоне он поставил хореографию к спектаклю «Беги, Алиса, Беги»), по количеству и эмоциональному накалу выступают на равных с драматическими. Вобравшие в себя черты модерн-танца, пантомимы и восточных единоборств, пластические эпизоды выполняют в спектакле функцию философских обобщений. Под ритуально-мистические композиции группы Shortparis 12 танцовщиков провозглашают гимн искусству, разбрасывая животворящую землю по сцене. А экзальтированными прыжками и изломанными движениями корпуса оплакивают павших в неравной борьбе.

Сам хореограф отличился в Red Square ярким соло, выйдя на сцену в образе Леонида Брежнева. В центральном эпизоде спектакля, который символизирует рождение нового главы партии, его герой под величественный перезвон колоколов купается в молоке, льющемся из-под гигантской черной волчицы.

Читайте также
Прямой эфир