Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Прогулка по свету: Генри Вессел проявляет магию в обыденном

Мультимедиа Арт Музей демонстрирует крупную ретроспективу американского фотографа XX века
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

XI международная биеннале «Мода и стиль в фотографии – 2019» набирает обороты: буквально за неделю Мультимедиа Арт Музей представил несколько новых выставок. Одна из самых интересных и самобытных — масштабная ретроспектива американского классика уличной съемки Генри Вессела «Прогулка». Красота ее, впрочем, открывается не сразу, и для публики, избалованной яркими образами, это «крепкий орешек». Который тем не менее стоит попробовать раскусить.

В экспозиции — почти полторы сотни фотографий. Они охватывают три десятилетия творчества Вессела — с конца 1960-х до конца 1990-х. Задачи показать эволюцию художника у кураторов, однако, не стояло. Вольная группировка кадров, лишенная хронологического порядка и явной концепции, располагает к иному: понять стиль в целом и разобраться, что же такое «новая топография» — течение, ключевым представителем которого стал Вессел.

Все кадры черно-белые; на всех — виды Америки. В серии «Ночная прогулка» это скромные особняки среднего класса в пригородах, в цикле «Калифорния и Запад» — виды пустыни, Сан-Франциско, Лос-Анджелеса. «Вайкики» представляет пляжную жизнь на Гавайях, а в «Самолетах» место действия и вовсе не важно — Вессел здесь призывает обратить взгляд в небо и рассмотреть романтичный летающий объект над обыденным пейзажем.

Однако, какой бы сюжет Вессел ни снимал, у него есть два компонента. С одной стороны — обескураживающая простота задачи. Например, ловить самолеты в небе над городами — ну что может быть очевиднее? Или гулять по ночным пригородам, фиксируя свет в окнах домов: тоже ведь почти любительская идея... Но когда первое удивление проходит и начинаешь всматриваться, открывается другая сторона его кадров: едва уловимая странность, недосказанность — «магический реализм», как на картинах Эдварда Хоппера.

Вот вроде бы ничем не примечательный вход в дом. Вокруг — темно, но лестница, начало которой видно с улицы, освещена, и это рождает метафору: перед нами загадочное начало пути наверх. Не факт, что сам автор зашифровывал эту символику. Возможно, его просто интересовал контраст света и тьмы в сочетании с геометрией композиции. Но в том и прелесть: Вессел никогда не акцентирует «второе дно», однако зритель чувствует его подспудно.

Так, например, в серии «Самолеты» напрашиваются религиозные прочтения, ведь в каждом снимке фотограф уводит наш взгляд в облака. И в то же время это обычные самолеты над ничем не примечательными городскими пейзажами. Зритель волен сам вложить тот смысл, который ему близок. Или просто почувствовать эмоциональный контраст между «здесь» и «там», землей и небом, притяжением повседневности и его преодолением.

Вессел привлекает отсутствием нарочитости — и в смыслах, и в эстетике. Его кадры лишены кричащей красоты, они не вызывают моментального восторга и удивленного выдоха «ух ты!». Но в них всегда присутствует выразительный внутренний ритм. Фонарные столбы, фигурки людей на пляже, пальмы, возвышающиеся над городом... Их расположение завораживает, оно неслучайно.

В своих ранних работах Вессел вступает в диалог с традицией роуд-муви. Вот девушка, разговаривающая в телефонном автомате на проселочной дороге, напротив рекламы мотелей («Оклахома», 1975). Готовая мизансцена для Вима Вендерса. Постепенно романтика странствий из творчества Вессела уходит, и «Ночная прогулка», созданная в 1990-е, представляет уже более герметичный, камерный мир, где нет даже людей. Но есть то волшебство скрытого, которое и отличает большое искусство.

Читайте также
Прямой эфир