Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Краски вечности: выставка «Жизнь после жизни» посвящена теме смерти

Петербургский Манеж объединил произведения местных художников разных веков
0
Фото: Михаил Вильчук
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Замысел экспозиции в петербургском Манеже «Жизнь после жизни» глобален: она посвящена смерти. Хотя организаторы обошлись без этого слова в заглавии, иные посетители полушутя говорят, что пришли «на некрофильскую выставку». О чем же она получилась, что здесь перевешивает — тление или же мир горний? Скоротечность бытия или то, что неподвластно времени?

Гигантская экспозиция развернулась на двух этажах. Работы, выполненные в самых разных видах, техниках и жанрах, предоставили ведущие музеи страны — Эрмитаж, Русский музей, Третьяковка. Многие произведения приехали из регионов и частных собраний. Объединяет экспонаты помимо темы место создания: все они из Петербурга, причем охватывают практически всю его историю. Самый ранний датирован 1725 годом, и это гипсовая посмертная маска Петра Великого работы Бартоломео Карло Растрелли. Как ни странно, но этот артефакт, демифологизирующий первого императора, «смотрит» в сторону работ уже нашего времени. Будь то инсталляция Владимира Кустова с использованием голограммы, создающей иллюзию исследования полуразложившейся заспиртованной головы (привет Кунсткамере), или кадры Евгения Юфита, отца некрореализма в кинематографе.

«Петербургскость» экспозиции сказывается еще и на универсальности подхода к теме смерти: через живопись академизма здесь путь как к библейским, так и к античным сюжетам, через имперское прошлое города и его революционного этапа — к историческому осмыслению смерти. Можно предположить, что у московского аналога такой выставки усилился бы религиозный акцент, без «окна в Европу» она получилась бы более «русофильской».

Эта выставка — из разряда «атмосферных». Из черных стендов выстроены целые лабиринты. На посетителей воздействуют звуками и запахами — играет умиротворяющая музыка, какую можно услышать в крематории, чувствуется аромат духов — с преобладающими бальзамическими и древесными нотками; и это напоминает о вернисажах символистов, тоже устремлявшихся за пределы материи. Все произведения группируются на множество автономных композиций, в которых они сочетаются по принципу аккорда.

Иногда эти «аккорды смерти» очень содержательны. Скажем, полотно середины XIX века, академически изображающее перевозку Хароном умерших, соседствует с беспредметной картиной Александра Загоскина «Разрыв» 2014 года, усиливая ее трагическую вибрацию. «Александр II на смертном одре» — непосредственное живописное впечатление Константина Маковского — монтируется с надгробными барельефами: песочные часы с крылышками как символ быстротечного времени и встающий из гроба мертвец как воплощение христианских чаяний всеобщего воскресения. Особенно выразительны сочетания работ предельно разных фактур и эпох, когда, например, «Воскрешение дочери Иаира» Василия Поленова, где Господь возвращает девочке «дух ее», ассоциативно совмещается с «Бабочкой» Евгения Михнова-Войтенко, рожденной в эпоху «оттепели», а также с черным веером — частью траурного наряда. Создается многослойный и в то же время конкретный образ: душа как дыхание и воздух.

Иногда же работы объединены по чисто формальным — стилистическим, колористическим — признакам. И не все композиции срабатывают так точно. Немало вещей кажутся лишними, только усложняющими восприятие громоздкой выставки. Всё же безграничным темам лучше подходит конкретность и внятность высказывания. Некоторые сюжеты слишком далеко уводят от поставленных вопросов, например, мучения сквозного здесь персонажа Прометея и его освобождение Гераклом. Но экспозиция и задумана как блуждание вне ясного маршрута и напоминает постмодернистские литературные произведения, которые можно читать с любой страницы. Кураторы предлагают самый разный материал для размышлений о смерти и бессмертии — мифологический и исторический, бытовой и метафизический, — но сделать некий окончательный монтаж должен сам зритель.

Да, есть ощущение, что эта выставка получилась «обо всем и в итоге ни о чем». С другой стороны, этот подход уравнивает произведения, вырванные из разных времен, каждое из своего контекста, чтобы они зазвучали по-новому. И здесь чувствуется равноправие художников хрестоматийных и анонимных, гениальных и второстепенных перед ликом смерти и вечности. Быть может, в этом и есть главный смысл проекта.

Читайте также
Прямой эфир