Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Среди молодых российских прозаиков, появившихся на литературном горизонте в 2010-е годы, уроженец Ростова-на-Дону Вячеслав Ставецкий, пожалуй, одна из самых ярких — и пока не слишком известных широкому читателю — фигур. После трех блестящих повестей он представил первую работу в большом жанре романа — и именно она стала книгой недели для «Известий».

Вячеслав Ставецкий

Жизнь А.Г.

М.: Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2019. — 316 с.


Жанр, в котором написаны и дебютный роман Вячеслава Ставецкого «Жизнь А.Г.», и предшествующие ему три повести, можно охарактеризовать как mockumentary: исторические детали и вымысел ловко смешаны до состояния настолько однородной массы, что, не будучи специалистом, и не различишь — вот здесь писатель заглянул в архивы, а здесь дал волю фантазии. Причем фантазия Ставецкого даже в самых буйных ее проявлениях (например, изобретение подземного корабля в повести «Первый день творения») так или иначе укоренена в исторической реальности со всем ее абсурдом — тут искусство ничего не искажает, не перевирает и не совершает невозможных чудес, а просто отваживается сделать несколько дальнейших логических шагов и заглянуть за ту грань, на которой робкая жизнь в нерешительности останавливается.

В жизни тиран, отошедший от дел, погибший, казненный или досидевший на троне до физического конца, обычно оказывается чудовищем и антихристом уже посмертно. В романе Ставецкого он заживо выставляется на всеобщее обозрение, как зверь в клетке. Потерпевший крах испанский диктатор Аугусто Гофредо Авельянеда де ла Гардо в назидание потомкам приговаривается к пожизненному «публичному заключению» в форме своего рода гастрольного турне — по три дня его будут поочередно демонстрировать на главной площади каждого из городов Республики, где были совершены его преступления против народа.

Ничего особенно фантастического в самой этой коллизии нет — допустим, в русской истории был прецедент с экспозицией в клетке неудавшегося диктатора Емельяна Пугачева (кстати, любопытно было бы почитать в исполнении Ставецкого фэнтези о том, какой режим установился бы на Руси, если бы Пугачев пришел к власти). Читатель, которому неспокойно без надежных исторических аналогий и прототипов, может, чтобы далеко не ходить, визуализировать Авельянеду в облике его современника Франсиско Франко, каудильо гораздо более успешного политически и не менее оригинального по-человечески; наверное, вполне способного, если представить его в аналогичной ситуации, сохранить рассудок и своеобразный юмор с помощью тех же приемов, к которым прибегает А.Г. Ненавязчивые ассоциации с различными другими правителями возникают в романе то тут, то там, а иногда автор подталкивает к ним прямым текстом. На тот случай, если кто-то, прочтя две трети книги, еще не успел вспомнить лежащего на Красной площади в качестве достопримечательности вождя мирового пролетариата, Авельянеда в приступе депрессии говорит прибившемуся к его гастролям в качестве аккомпаниатора еврею-скрипачу: «Русские держат своего ублюдка в мавзолее, а меня мои — в клетке. Но мы мертвы, Сегундо. Оба мертвы».

Российский прозаик Вячеслав Ставецкий

Российский прозаик Вячеслав Ставецкий

Фото: vk.com/Вячеслав Ставецкий

Приунывший диктатор в этот момент несколько кокетничает со смертью, как бывает свойственно очень жизнелюбивым и живучим людям. На самом деле на протяжении романа А.Г. проживает несколько жизней: блистательного каудильо-сверхчеловека, мечтающего покорить космос и «осверхчеловечить» всю испанскую нацию; доведенного до скотского состояния недочеловека и, наконец, клоуна, который перестает стесняться своего народа, проявляющего все более плебейские наклонности вместо сверхчеловеческих, и начинает троллить этот «электорат». Вылепив из хлеба несколько мячей, он вспоминает детские навыки виртуозного жонглирования, изображает Бонапарта в треуголке из газеты, демонстративно испражняется, кидается в зевак куриными костями и вообще развлекается, как только может: «Вечерами, в сумерках, он подзывал к себе какую-нибудь доверчивую сеньору, и когда та, робея, приближалась к клетке, с видом одновременно строгим и заговорщицким предъявлял ей то, чем так любил пугать проходящих дам французский философ Жан-Жак Руссо».

В каком-то смысле книга Ставецкого — это love story между правителем и его страной, которой он разонравился, несмотря на все старания: «Он мучился от любви к этой стране, как только может мучиться мужчина от любви к бросившей его женщине». Неизбежное охлаждение Испании к разочаровавшему ее каудильо далеко не самое драматическое в этом безнадежном романе. Гораздо больше герой страдает, когда в результате многолетней клоунады не только подрастающее, но и старшее поколение перестает узнавать в нем кровопийцу и палача Авельянеду, считая его подставным шутом гороховым, и развенчанный диктатор тщетно пытается реабилитироваться, выкрикивая сквозь прутья решетки: «Это я! Я! Слышите, подлецы? Я убил ваших отцов!»

Закат
Фото: Pixabay

Несмотря на множество юмористических наблюдений за воображаемой политической фауной (например, в блестящей сцене встречи трех диктаторов — Авельянеды, немецкого сухонького фельдфебеля и итальянского хохотуна с маленькими пухлыми ручками), для ироничного Ставецкого политика не более чем одна из разновидностей циркового шоу, постепенно превращающего и правителей, и подданных в дрессированных животных. Остаться человеком можно только в одиночестве, и потому вынужденная изоляция, лишающая героя различных возможностей и удобств, как бы вырезающая его из жизни, оказывается полезной для души и в итоге живительной. Это одна из любимых тем Ставецкого, которую он так или иначе затрагивает и в повести «Квартира» (во время Сталинградской битвы румынский солдат оказывается замурован в брошенной квартире, с бежавшими обитателями которой проживает в миниатюре отдельную мирную жизнь), и в «Астронавте» (доверчивый пилот-идеалист, использованный в секретном проекте Третьего рейха, мечтает о новой удивительной жизни в будущем небесном Берлине), и в «Последнем дне творения», пожалуй, самой эффектной и остроумной из коротких вещей Ставецкого, использующей набоковскую конструкцию заранее проигранной судьбе шахматной партии — в «Жизни А.Г.» писатель трансформирует ее в столь же обреченный гладиаторский поединок одинокого короля с толпой обезумевших пешек.

Читайте также
Прямой эфир