Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Учительские земства

Эксперт по вопросам образования Сергей Комков — о переменах, в которых нуждаются сельские школы
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

За последние 20 лет в России были закрыты более 15 тыс. малокомплектных школ из-за отсутствия денег у муниципалитетов. Помимо экономических трудностей, в системе сельского образования назрела и другая важнейшая проблема — кадровая. Потому, что уровень зарплаты учителя в глубинке не идет ни в какое сравнение с доходом его коллег из городской школы.

Так, к примеру, заработок преподавателей одной и той же специализации в Москве и в ближайшей к столице Тверской области может отличаться в 4–5 раз. А ведь Тверь можно считать относительно благополучным городом. При таких обстоятельствах получившие педагогическое образование специалисты, естественно, пытаются найти место в большом городе, в областном центре или вообще перейти на работу в другую сферу.

Поэтому объявленный президентом запуск программы «Земский учитель» и курс на возрождение сельского образования стал для многих полной неожиданностью. Думаю, эта программа сыграет свою положительную роль и будет способствовать тому, чтобы часть квалифицированных педагогов обратила внимание на малокомплектную сельскую школу. Однако, не решив всех проблем развития и финансирования системы сельского образования, не стоит рассчитывать на долговременный положительный эффект.

Думаю, сейчас следует пересмотреть систему подготовки педагогических кадров. Для будущего земского учителя должен быть разработан особый курс. В него нужно включить все важнейшие элементы социальной адаптации будущего педагога в сельской среде. Вплоть до того, как вести собственное подсобное хозяйство и обращаться с сельскохозяйственными орудиями и техникой.

Земский учитель должен стать в деревне своим человеком, наиболее уважаемым и активным. Только тогда он сможет рассчитывать на доверие односельчан — это и будет залогом его успеха в учебно-воспитательной работе с их детьми.

У будущих земских учителей есть и еще одна немаловажная проблема. Владимир Путин в своем послании заявил, что каждый педагог, пожелавший направиться в село, получит 1 млн рублей подъемных средств. И это, безусловно, здорово. Но! Нужно бы вспомнить и о уже трудящихся на селе учителях. Им для того, чтобы получить такую же сумму, пришлось бы отработать в некоторых регионах нашей страны по 5–6 лет.

В связи с этим было бы целесообразным (во избежание всякого рода недоразумений и злоупотреблений) подъемные средства для направляющихся на работу в сельскую местность учителей вводить в виде «целевой субсидии». Скажем, сроком на 10 лет и с ежегодным погашением — в 100 тыс. рублей. Но если этот молодой учитель по тем или иным причинам сбежал из села, то он должен вернуть остаток суммы государству. Таким образом будут соблюдены и интересы начинающего педагога, и гарантировано целевое использование средств, выделяемых государством на эти важнейшие социальные цели. Думаю, подобного рода подход сгладит некоторый элемент социальной зависти со стороны уже живущих и работающих на селе коллег-педагогов. А возможно, исключит ее совсем.

Пока же выходит, что вновь прибывший начинающий педагог сразу получит миллионную «премию», а работающий много лет трудяга-учитель останется ни с чем. А для нас важно сделать так, чтобы преданные своему социальному долгу люди не почувствовали себя ущемленными. Нельзя допустить косых взглядов на новичков и в среде самих учителей. Я полагаю, что нужно проконтролировать работу регионов по исполнению майских указов, а именно по повышению зарплат педагогов до уровня средних в производственной сфере.

Например, в той же Тверской области учитель получает где-то 65% от средней зарплаты в сфере промышленности. Если поднять ее уровень хотя бы до 80%, уже этого будет вполне достаточно, чтобы восстановить социальную справедливость.

Автор — президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир