Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Церемония вручения премий «Оскар» состоится меньше чем через две недели. Большинство фильмов, в разные годы отмеченных Американской киноакадемией, выйдут или уже вышли в российский прокат. Однако бывают и исключения: далеко не всегда для наших прокатчиков и зрителей оскаровский успех становится определяющим, поэтому некоторые фигуранты премии так и не доходят до отечественных экранов. «Известия» вспомнили десять из них, которые всё же стоит посмотреть, пусть и на домашнем видео. 

«Отрочество»

Творческий эксперимент Ричарда Линклейтера длился 11 лет. Чтобы снять историю одной американской семьи, режиссер выбрал актеров-детей и снимал фильм так, чтобы десять лет их экранной жизни были равны реальным. Маленькие герои растут прямо у нас на глазах, их родители понемногу стареют, а сценарий максимально приближен к тому, что на самом деле занимало их в этот период времени. «Отрочество» — удивительный опыт сопереживания и погружения, картина получила приз за режиссуру в Берлине, затем «Золотой глобус» (2015) как лучшая драма, одну статуэтку «Оскар» (из шести номинаций) — Патрисии Аркетт как лучшей актрисе второго плана. Но ни один российский прокатчик не решился купить права на трехчасовую ленту.

Кадр фильма «Отрочество»

Кадр фильма «Отрочество»

Фото: Detour Filmproduction

«Она»

«Оскар» и «Глобус» (2014) за лучший сценарий автору и режиссеру ленты Спайку Джонзу достались за остроумное и трогательное футурологическое высказывание о любви человека к операционной системе с приятным женским голосом. За пределами США эта история была принята не очень хорошо. Возможно, причина в том, что главную изюминку фильма, хрипловатые реплики Скарлетт Йоханссон в роли электронной Саманты, при дубляже передать было невозможно. Почему картину не издали у нас с субтитрами — загадка.

«Ида»

Только патриотической ревностью можно объяснить невыход этой картины в России. Польско-датская кооперация «Ида» рассматривалась как главный конкурент российского «Левиафана», который ударными темпами шел к «Оскару»-2015. Камерная драма о еврействе, холокосте, чувстве вины и поиске себя элегантно обошла картину Звягинцева, получая один приз за другим и уступив ему только на «Золотом глобусе». Но «Оскар» достался именно «Иде», а ее режиссер Павел Павликовский с того момента стал одной из главных звезд европейской кинорежиссуры. Его недавняя работа «Холодная война» (три номинации на «Оскар»-2019) доказывает, что успех «Иды» не был случайностью.

«Уильям Тернер»

Одна из лучших работ британского мастера Майка Ли — и поразительно глубокий взгляд на творчество великого художника Уильяма Тернера. Кстати, Тимоти Сполл за эту роль получил приз в Каннах в 2014 году. В этой ленте много удивительного, а иногда даже загадочного. Британские сельские пейзажи запечатлены так, словно они сошли с полотен предвестника импрессионизма, и на мир мы смотрим как будто его глазами. Чувствуем, так же как он, красоту полей и несущихся по ним локомотивов, открываем для себя бесконечность оттенков морских волн… Но российские прокатчики сочли, что желающих два с половиной часа прожить бок о бок с гением найдется недостаточно много, и теперь фильм, созданный для большого, даже гигантского экрана, доступен только на видео.

Кадр фильма  «Уильям Тернер»

Кадр фильма  «Уильям Тернер»

Фото: Amusement Park Films

«Акт убийства»

Название правильнее было бы перевести как «Изображая убийство» или «Играя в убийство». Самая громкая документальная лента десятилетия (кооперация Великобритании, Дании и Норвегии) — невероятная, страшная, смешная и вечно актуальная. Палачи, истреблявшие коммунистов в Индонезии в середине 1960-х годов, смеясь, хвастаются, как они совершали массовые убийства. Этих людей никто не осудил, они прожили долгую и счастливую жизнь, а на склоне лет с готовностью ностальгируют по давно прошедшим веселым денькам. Режиссер Джошуа Оппенхаймер в качестве провокации предлагает своим респондентам поимпровизировать, то есть разыграть некоторые особенно кровавые сцены заново, на камеру. Весь мир, включая Киноакадемию, содрогнулся от «Акта убийства» — свидетельство тому номинация за лучший документальный фильм в 2014 году. Но российский зритель картину не увидел.

«Назови меня своим именем»

Маленькая история летней страсти уже после выхода в США с лихвой окупила свой бюджет, что бывает нечасто. Правда, из четырех номинаций на «Оскар»-2018 лента победила только в одной — за сценарий. Между тем фильм как минимум открыл миру талант восходящей звезды Тимоти Шаламе. Сама же картина в очередной раз подтвердила, что в мире, где практически не осталось табу, тема запретной любви всё равно продолжает волновать и будоражить.

«Лица, деревни»

«Бабушка «новой волны» Аньес Варда даже к концу восьмого десятка выдает шедевр за шедевром. «Лица, деревни» (Франция) — документально-постановочный роуд-муви, в котором путешествие Аньес и концептуального художника JR превращается в калейдоскоп остроумных идей и светлых воспоминаний. Последний фотографирует простых трудяг и вешает их гигантские портреты на стены домов, чтобы этим жестом избавить их от статуса «маленького человека». А сама Аньес то пытается нагрянуть в гости к Годару, то превращается… в поезд! Свободно и непринужденно. Номинация Киноакадемии за лучший документальный фильм в 2018 году не помогла ленте выйти в наш прокат.

Фото: Arches Films

«Комната»

Мало какой фильм способен действовать на зрителя так, как этот триллер. Сначала молодая женщина с ребенком находится в маленькой комнате, где ее держит и использует как сексуальную рабыню один ненормальный. Потом им приходится заново учиться жить в большом мире за пределами этой каморки, и еще неизвестно, что травматичнее. Бри Ларсон получила за женскую роль «Глобус» и «Оскар» (2016), а специалисты-психологи писали на всех языках большие статьи о том, насколько точно в «Комнате» передано состояние ребенка, выросшего взаперти.

«Сказание о принцессе Кагуя»

Последний шедевр гениального японского аниматора Исао Такахаты, которого часто сравнивают с Юрием Норштейном. Как и он, Такахата годами мог оттачивать свои фильмы до последнего кадрика и создавал собственные правила, вместо того чтобы следовать готовым традициям. «Кагуя» принадлежит и к культуре аниме, и ко всей мировой анимации. Здесь много недосказанности, образов, которые рождаются не столько на экране, сколько в голове у зрителя. И такая красота, от которой захватывает дух даже при воспоминании о ней. Остается надеяться, что когда-нибудь этот фильм, номинированный за лучшую полнометражную анимацию в 2015 году, все-таки выпустят в России.

Кадр мультфильма «Сказание о принцессе Кагуя» 

Кадр мультфильма «Сказание о принцессе Кагуя» 

Фото: Dentsu

«Рома»

Список стоит закончить совсем новым фильмом, который, возможно, войдет в историю кино. Это чудо создал Альфонсо Куарон, и каким бы ни был подлинный 1971-й год в Мехико, теперь он навсегда останется в нашем сознании именно таким, как в «Роме» (кооперация Мексики и США). Профессионалы пытаются разгадать, как у создателей получилось добиться эффекта машины времени и буквально перенести зрителя в бурлящую жизнь мексиканской столицы. У фильма 10 номинаций на «Оскар»-2019, картина уже получила два «Золотых глобуса», в том числе как лучший фильм на иностранном языке. А нам остается только сожалеть, что лента принадлежит сетевому сервису Netflix и выпуск его в прокат невозможен, хотя именно для таких фильмов вообще, пожалуй, и существуют кинотеатры.

 

Читайте также
Прямой эфир