Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Чем быстрее мир переходит в «цифру», тем более уязвимыми становятся те, кто не успевает за развитием онлайн-сервисов. С появлением новых технологий, призванных сделать жизнь комфортнее, новые инструменты получают и мошенники. Однако основные риски, уверены эксперты, по-прежнему связаны с беспечностью самих пользователей. Чтобы привлечь внимание к проблеме, в мире в начале февраля уже больше десяти лет отмечают День безопасного интернета. В России же к нему добавили целую Неделю безопасного Рунета. В этом году она проходит с 5 по 14 февраля — кроме того, 14 февраля будет опубликован ежегодный национальный индекс «Цифровая грамотность», который с 2015 года составляет Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), общественная организация, которая занимается исследованиями российского сегмента Сети. 

О том, с чем сегодня связаны основные «болевые точки», какими могут быть угрозы будущего, чего не стоит делать родителям маленьких детей в социальных сетях и о развитии нового сервиса для защиты интересов покупателей в онлайн-магазинах, «Известия» поговорили с Сергеем Гребенниковым, директором организации. 

«Нельзя вступать в контакт с агрессорами»

В феврале традиционно запускается много всевозможных мероприятий, в том числе онлайн. Помимо публикации самого рейтинга, РОЦИТ в этом году на чем планирует сосредоточиться? 

— У нас сейчас запускаются две информационно-образовательные кампании, которые мы проводим совместно с крупными социальными сетями. Например, наша акция с Facebook направлена на такую проблему, как кибербуллинг. Потому что интернет-травля нередко может приводить к очень серьезным последствиям для жертвы, и в 2018 году мы видели много таких примеров, в том числе с публичными людьми. Да, бывает, что человек ошибся, не подумал, не учел контекста. Но даже после того, как он приносит извинения, кампания против него не прекращается. При этом люди с несколькими высшими образованиями, занимающие крупные посты, могут точно так же позволять себе высказывания, после которых вообще-то непонятно, как человеку, которому они адресованы, с этим жить.

Интернет-травля нередко может приводить к очень серьезным последствиям для жертвы

Интернет-травля нередко может приводить к очень серьезным последствиям для жертвы

Фото: Depositphotos

Чем может объясняться такое поведение?

— Это в том числе связано с тем, что в интернете такое поведение кажется безнаказанным, но ведь при этом унижение личности остается унижением личности и в цифровом пространстве. Надо понимать, что каждый имеет право на ошибку. Каждый в какой-то момент жизни может сказать что-то неуместное, сделать что-то, возможно, не соответствующее требованиям морали. Но это не значит, что после этого человека на каждом углу должны не осуждать и критиковать, а именно травить. Собственно мы вместе с Facebook и экспертами, у которых будем брать комментарии в рамках этой кампании, хотим привлечь к этому внимание.

То есть речь все-таки идет скорее о профилактических мерах, о том, чтобы объяснить людям, что травля — это плохо. Но что делать человеку, если она уже началась? Все-таки проблема кибербуллинга существует давно — есть ли какие-то механизмы, которые могут помочь тем, кто уже стал жертвой?

— Если речь идет об известном человеке или бизнесмене и это большая информационная кампания, заказ от конкурентов или нечто подобное, остановить такую атаку, конечно, тяжело. Единственный совет, который можно дать, — это помнить, что любая информационная кампания имеет свой конец, и человек сможет вернуться к спокойной жизни. Если же мы говорим о более частных ситуациях, например, о травле, с которой нередко сталкиваются школьники, подростки, то тут нет единой стратегии, но я бы прежде всего рекомендовал не обращать внимание на происходящее, не вступать с агрессорами в контакт и тем более в дискуссию. Многие ведь думают: если я сейчас не отреагирую, то потом будет плохо. Нет, всё как раз наоборот: как только человек перестает коммуницировать с теми, кто развертывает травлю, то они через какое-то время успокаиваются, и история сама сходит на нет. Плюс, если это происходит в социальных сетях или в мессенджерах, то надо жаловаться в службу поддержки. И если ее сотрудники обнаружат в сообщениях признаки буллинга, такого пользователя просто заблокируют.

Лучше не вступать с «троллями» в дискуссию, а жаловаться в службу поддержки

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

На других площадках вы об этом же будете говорить?

— Нет, мы стараемся с помощью разных социальных сетей воздействовать на разные болевые точки, тем более что аудитории все-таки отличаются. Еще один проект у нас будет с «Одноклассниками», образовательная кампания «Верю/Не верю». За основу мы берем самые распространенные схемы мошенничества в интернете: пользователю предлагаются их описания, а человек должен ответить, верит он в их возможность или нет. Так мы надеемся показать, какие ошибки пользователь потенциально можно совершить, столкнувшись с интернет-мошенниками.

«Мы сначала покупаем, а потом думаем, кому пожаловаться»

Помимо этих кампаний на сайте РОЦИТ круглый год работает горячая линия для пользователей. Люди обычно обращаются с одними и теми же проблемами или спектр вопросов меняется?

— Какое-то время назад был всплеск претензий по поводу однокликовых подписок (механизм, при котором подписка на платные сервисы осуществляется после нажатия одной кнопки, часто незаметно для пользователя. — «Известия»). Как только люди стали жаловаться на такие подписки, мы собрали круглый стол на площадке Государственной думы вместе со всеми операторами услуг связи, подписали с ними соглашение, и после этого операторы стали чуть более внимательно относиться к поставщикам контентных услуг, исключили тех, кто действительно работал недобросовестно, и проблема практически сошла на нет. Собственно, для этого нам и нужная горячая линия.

Сейчас на что в основном жалуются?

— Несколько недель назад, как мы помним, участились случаи звонков якобы от имени служб безопасности банков, где просили назвать номера кредитной карты, код безопасности и так далее. Мы обратили на это внимание банков и средств массовой информации, вышло много материалов на эту тему и — опять же — на данный проблема практически купирована.

Основная задача — показать, где можно покупать беспрепятственно,  и объяснить, куда можно пожаловаться, если вас  обманут

Фото: Depositphotos/VitalikRadko

Какую-то общую статистику, которая позволила бы составить общую картину по существующим проблемам, вы ведете?

— Да, у нас установлен счетчик, который отслеживает, сколько жалоб поступает и на что. С начала 2018 года их набралось уже более 20 тысяч. И если говорить в целом, то, конечно, самая серьезная проблема на сегодняшний день — это интернет-коммерция и обман в интернет-магазинах. Это порядка 30% всех поступающих к нам жалоб. Здесь мы тоже стараемся что-то делать, но, к сожалению, этот рынок не слишком поворотливый. Однако сейчас мы вместе с Федеральной налоговой службой и Роспотребнадзором активно обсуждаем новый сервис, который может быть одинаково полезен пользователям и интернет-магазинов. Я надеюсь, что уже в ближайшее время мы сможем объявить об этих планах. 

Есть какое-то понимание, как он будет работать, какую задачу должен решать?

— Здесь основная задача — показать пользователю, где можно покупать беспрепятственно, чтобы вас не обманули, и объяснить, куда можно пожаловаться, если вас обманут. Потому что сейчас в интернете сложности как раз с пониманием того, куда пожаловаться. Мы сначала совершаем покупку, а потом уже думаем, существует ли магазин на самом деле, и вообще начинаем искать информацию о нем. То есть мы как пользователи не всегда обращаем внимание на правовые аспекты, нас обычно интересует именно цена — и это тоже серьезная проблема.

«Не стоит использовать для самопиара фотографии детей»

То есть человеческий фактор тут по-прежнему силен?

— Если бы мы внимательно смотрели на сайты, где мы оставляем свои личные данные и данные карт, то я думаю, 90% случаев мошенничества и обмана бы просто не происходило, так что да, человеческий фактор играет огромную роль. Мы же в итоге сами в итоге вводим и номер карты, и проверочный код, и все необходимые данные. Поэтому говорить о том, что виноват кто-то еще, нельзя. Конечно, часто люди сталкиваются с хитрыми или неожиданными схемами, но если бы мы все были внимательными и знали обо всех потенциальных проблемах, то и схем таких было бы меньше.

Учитывая темпы, которыми развиваются цифровые сервисы, и скорость, с которой их осваивают мошенники, всегда ли потенциальные проблемы можно предсказать, чтобы люди были к ним готовы?

— Это важный вопрос. Сегодня мы можем охватить текущие проблемы и научиться с ними справляться. Но приходят новые технологии — интернет вещей, искусственный интеллект, — и мы не всегда сразу осознаем возникающие риски, не всегда умеем ими пользоваться, так же, как и новыми гаджетами с какими-то новыми фишками. Например, появление того же самого интернета вещей привело к тому, что человек не так совершает оплату за сим-карту, которая находится в воротах, — и уже на этом может потерять деньги. Или зайти в личный кабинет и оформить подписку на сервисы, которые по большому счету не нужны для того, чтобы эти ворота открывались.

семья пакует чемоданы в машину

Не стоит сообщать в соцсетях, что вы надолго уезжаете — этим могут воспользоваться злоумышленники

Фото: Global Look Press/imagebroker/Uwe Umstätter

Это все риски скорее финансового характера — но многих ведь «умный дом» пугает скорее тем, что через подобные системы можно фактически пустить злоумышленников, например, в свою квартиру или дать им контроль над своей жизнью. Это реальная угроза или скорее миф?

— Здесь действительно есть риски для пользователей, которые сделали что-то не так, «разлочили» какую-то систему, например, после чего злоумышленники получили доступ к их квартире. Но, во-первых, пока эти технологии еще не очень распространены, так что вопрос не стоит настолько остро, а во-вторых, намного чаще мы сами помогаем грабителям, рассказывая о себе в социальных сетях. Например, когда всей семьей уезжаем на отдых и сразу выкладываем фотографию и пишем, что мы уехали на две недели, какое счастье. После этого любой, кого интересовала ваша квартира или ваше имущество, может воспользоваться этой информацией — и ему никакой «умный дом» не нужен.

Появление социальных сетей и усиление активности в интернете вообще привело не только к тому, что люди начали активнее участвовать в культурной и политической жизни страны, обмениваться впечатлениями, но и к тому, что из-за этой открытости мы полностью оголяем себя.

Автор цитаты

В том числе молодым родителям стоит подумать о том, что не стоит использовать для самопиара фотографии своих детей. Потому что простите, но когда вы выкладываете фотографии своих детей в социальных сетях в открытом доступе, это может потом очень плохо на них отразиться. Возвращаясь, например, к вопросу про кибербуллинг, родители должны задумываться о том, что их же ребенка в школе потом могут троллить за то, какие фотографии они выкладывали в общий доступ, когда он был маленьким.

«Ребенка нужно учить пользоваться интернетом, как мы учим его переходить дорогу»

Помимо более внимательного отношения к тому, какую информацию мы размещаем и на каких ресурсах, какие еще есть базовые советы о том, как обезопасить себя и свои деньги с учетом именно последних трендов?

— Очень часто мы тратим лишние деньги просто от незнания. Это, например, относится к подпискам, которых у некоторых людей скапливается довольно много. Многие сервисы в погоне за тем, чтобы заработать, предлагают бесплатный период, но для того, чтобы его активировать, нам надо ввести данные банковской карты. Естественно, когда этот бесплатный период заканчивается, — иногда это происходит через семь, десять дней или через месяц, — мы уже не помним об этом, не заходим в свои подписки и не отключаем то, что нам не нужно. В результате списываются деньги — иногда, если сложить все траты, выходит несколько тысяч рублей в месяц, и люди после этого говорят, что не доверяют интернету. Такая политика сервисов — это тоже серьезный вопрос, но здесь речь идет не о мошенничестве, а в первую очередь о невнимательности. Потому что пользователей, которые готовы просто раз в месяц или даже чаще заходить в подписки и проверять их список, при этом единицы.

Некоторые жалуются на то, что сервисы специально прячут эту опцию…

— А это уже вопрос нашей цифровой грамотности — умеем мы посмотреть, где это находится, или нет.

дети смотрят в ноутбук

Мы сейчас должны обучать всех всему, что связано с цифровыми технологиями

Фото: Global Look Press/imago stock&people

Начинать здесь с чего нужно?

— Конечно, здесь очень большая ответственность ложится на родителей. Им нужно со школьных лет прививать ребенку цифровые навыки. Не просто давать телефон поиграть, а именно учить, как мы учим, например, переходить дорогу. Мы же не оставим ребенка одного на улице — мол, делай что хочешь. То же самое и в цифровом пространстве, ведь в интернете можно покупать, играть, учиться, общаться, в общем, делать всё то, что мы делаем в повседневной жизни. И к этому ребенка нужно подготовить.

Есть ведь не только дети, но и пожилые люди, которым, возможно, освоить такие технологии даже труднее.

— Мы вообще сейчас должны обучать всех всему, что связано с цифровыми технологиями. Потому что это пока сервис «Госуслуги» нам в чем-то помогает, но при желании человек может по старинке пойти куда-то с документами и сделать все офлайн. Но уверяю вас, что через пять лет этой опции просто не будет. Многие возражают, что, мол, для пенсионеров ходить в то же отделение банка — это развлечение, их нельзя лишать такой возможности. Но я не соглашусь — пусть лучше пожилые люди используют это время для того, чтобы сходить в театр, на выставку или в парк. Задача сегодня состоит не в том, чтобы человек проводил в очереди в поликлинике по два-три часа, а чтобы он пришел к назначенному времени, посетил врача и пошел дальше гулять. Технологии должны не просто помочь перевести всё «в цифру», а сделать нашу жизнь более комфортной. Но для этого надо, чтобы люди знали, как ими пользоваться.

 

Читайте также
Прямой эфир