Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Армия
Расчет БПЛА «Орлан-10» обнаружил пехоту ВСУ и скорректировал удар артиллерии
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Мир
WP сообщила о ссорах и рукоприкладстве в команде Трампа
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Три подмосковных интерната — для слабовидящих, детей с интеллектуальными нарушениями и сирот — могут объединить. Местные власти уверяют, что слияние по сути административное: учителя и программы обучения останутся те же. Однако родители слабовидящих ребят им не доверяют. Их мнения никто не спрашивал, хотя должны были. Подробнее о том, почему возможное объединение коррекционных школ вызывает так много тревог, читайте в материале «Известий».

Тихой сапой

Слухи о том, что школу-интернат для слабовидящих детей, такое же учреждение для детей с проблемами развития, а также фактически детский дом в Люберцах могут объединить, дошли до родителей в ноябре. «Тогда предполагалось, что в I квартале 2019 года уже будет проведена реорганизация, — рассказала «Известиям» председатель родительского комитета школы-интерната для слабовидящих Марина Волкова. — В Минпросвещения потом заявили, что в I квартале только будет рассматриваться возможность объединения».

По словам родителей из инициативной группы, 14 декабря директор Малаховской школы-интернета IV вида для слабовидящих Анатолий Швец рассказал, что до конца 2018 года поручено собрать пакет необходимых для реорганизации документов и передать в налоговую службу.

Автор цитаты

«А главное, ни слова не было о комиссии о последствиях реорганизации (должна создаваться при решении таких вопросов — «Известия»). То есть, как я понимаю, они чисто номинально ее хотели сделать», — считает Волкова.

По ее словам, родители просили районные власти прийти в школу и подробно рассказать о планах, но столкнулись с пренебрежением. «Мы объявили общешкольное собрание, в этот день в здании выключили свет», — рассказала «Известиям» мама девятиклассника Наталья Матвеева.

Родители переживают, что после объединения отработанные методики обучения исчезнут. Сейчас с воспитанниками школы работают опытные тифлопедагоги, психологи и другие специалисты. «При подаче школьной программы учтены замедленность и неточность зрительного восприятия, психофизические особенности ребят, создан охранительный режим... учтены факторы, влияющие на ухудшение зрения (многим ребятам запрещено бегать, наклоняться, запрещены резкие движения и т.п.), ведутся лечебно-восстановительные мероприятия, офтальмологическое сопровождение», — говорится в обращении инициативной группы.

Минус один

Помимо двух коррекционных школ, под слияние может попасть школа-интернат «Наш дом» в поселке Томилино городского округа Люберцы. Еще в ноябре глава муниципалитета объявил, что она будет закрыта — всем детям нашли приемные семьи. На тот момент их оставалось семь.

В Московской области всего две школы для слабовидящих, одна из них — основанная в 1919 году школа-интернат в Малаховке. В ней учится 166 детей с ограниченными возможностями по зрению, из них 47 признаны инвалидами по зрению. Ребята учатся по стандартной программе за рядом исключений — обучение длится не 11, а 12 лет, в классах не больше 12 человек, а занимаются с ними узкопрофильные специалисты.

Малаховская школа - интернат IV вида для слабовидящих

Малаховская школа - интернат IV вида для слабовидящих

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

В школе-интернате «Развитие», по информации минобразования региона, учатся 142 ребенка. У учреждения тоже довольна долгая история — ему 40 лет.

Коррекционная школа в Малаховке — IV вида, предназначена именно для слабовидящих детей. Распределяются они туда по соответствующим медицинским показаниям. Интернат «Развитие» относится к общеобразовательным учреждениям VIII вида для умственно отсталых детей. Главная задача преподавателей — научить их читать, писать, считать и дать им навыки для социальной адаптации.

Автор цитаты

В отличие от выпускников школы IV вида, после обучения в учреждении VIII вида ребята получают диплом о прослушивании программы, а не аттестат традиционного образца — а значит, не могут поступить в вуз.

И это одна из причин волнения родителей из Малаховской школы наряду с потенциальной необходимостью возить детей в отдаленные районы Подмосковья.

Инициативная группа родителей разослала обращения в местные, региональные и федеральные органы власти, в том числе Минпросвещения и Госдуму. В администрации городского округа заявляют (ответ имеется в распоряжении «Известий»), что идет сбор документов для комиссии по оценке последствий решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций.

Малаховская школа-интернат IV вида (кабинет биологии)

Малаховская школа-интернат IV вида (кабинет биологии)

Фото: lubskoshi4v.edumsko.ru

«При наличии положительного решения комиссии вышеуказанные организации будут реорганизованы к маю 2019 года, — говорится в ответе. — После реорганизации контингент обучающихся, а также педагогический состав вышеуказанных школ-интернатов будет сохранен».

В минобразования Подмосковья заверили, что всё останется по-прежнему. Обучение будет проходить в двух корпусах: в Марусино сохранится адаптированная общеобразовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями, в Малаховке — для слабовидящих. Что касается сирот, то с ними продолжат работать службы по сопровождению.

Подобные реорганизации сейчас проходят во многих районах области, сказала «Известиям» уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова.

Автор цитаты

«Это связано с закрытием домов-интернатов для детей-сирот, поскольку таких детишек в Подмосковье стараются передать на воспитание в семьи», — объяснила она.

Омбудсмен подчеркнула, что ей понятна тревога родителей слабовидящих детей. «Я буду следить за ситуацией. Для нас важно, чтобы оптимальные условия для обучения были созданы для всех категорий детей», — заявила Мишонова.

Не так резко

В минобразования Московской области корреспондента «Известий» перенаправили в управление образованием городского округа Люберцы, там на запрос не ответили. Омбудсмена в местной администрации заверили, что слияние состоится «только после оценки возможных последствий от объединения учреждений». Однако родители интерната в Малаховке боятся, что прописанная законом процедура уже нарушена. Как раз перед родительским собранием в школе выключили свет, а на минувшей неделе представители районных властей после отбоя пришли в интернат с проверкой — вряд ли это совпадение, полагают они.

Инициативная группа попросила местные власти включить шесть родителей в состав комиссии по оценке последствий реорганизации и получила отказ. В ответе управления отмечается, что в нее вошли представители регионального минобразования, местной администрации, образовательной организации и председатель районного профсоюза.

дети в школе на уроке
Фото: РИА Новости/Константин Чалабов

В департаменте госполитики в сфере защиты прав детей Минпросвещения родителей отослали к документу, которое ведомство составило еще в ноябре 2014 года. Это письмо «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам» от 13 ноября 2014 года.

В нем подчеркивается, что «значительные обязательства» властей предусматривают обратную связь от детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их родителей. Да, дети с ОВЗ могу обучаться в обычных школах, как и в отдельных классах или учреждений, но при предоставлении всех специальных условий. Там же говорится о проводимом повсеместно слиянии учреждений, которое «не исключает наличия существенных рисков».

Автор цитаты

Оценить их должна как раз специальная комиссия, войти в которую родители учеников интерната имеют полное право.

Письмо Минобразования было опубликована спустя месяц после того, как президент России Владимир Путин призвал быть аккуратнее с коррекционными учреждениями. «Безусловно, закрытие школ, если оно происходит, должно быть сопоставлено с возможностями инклюзивного образования... Этого, к сожалению, нет», — заявлял глава государства.

Тонкий момент

В администрации Люберец подчеркивают, что окончательное решение о реорганизации еще не принято. Предполагается, что если она состоится, то у интернатов будет один директор, зам по безопасности и бухгалтер. За счет сокращения управленческого штата планируется повысить зарплаты воспитателям и нанять новых. В Малаховской школе для слабовидящих с руководством сейчас проблемы, заявила Daily Storm замначальника управления образования Люберец Светлана Яковенко.

По ее словам, директор школы больше трех месяцев находится на больничном, кроме того, уволился его заместитель по учебной работе. Из-за этого возникли накладки со сдачей ЕГЭ — никто выпускников попросту не внес в базу, отметила Яковенко. Родителям в управлении образованием заявили, что вариант слияния рассматривается из-за нехватки финансирования даже при повышенных нормативах для коррекционных школ. При этом сейчас, по данным чиновников, в интернате пустуют ставки тьюторов. Они, например, могли бы заняться детьми-аутистами, которые уже учатся вместе со слабовидящими.

Соседство с ними смущает некоторых родителей детей из Малаховки. «У них союзное заболевание — и проблемы с глазами, и ментальные нарушения. Есть у нас такая девочка во втором классе... Детей бьет, кусает, учительница ничего не может сделать», — говорит Марина Волкова. Это создает угрозы для тех детей, которые только-только пережили операцию на глаза. Она подчеркивает, что ничего не имеет против этих детей и, наоборот, выступает за то, чтобы их права были соблюдены.

Мама ребенка из школы-интерната «Развитие» Наталья Удовенко рассказала «Известиям», что и у них ходят слухи о реорганизации. Какой-либо конкретики пока нет. Территориально ей было бы удобнее возить ребенка в Малаховку. Но для нее куда важнее сохранить программу обучения и учительницу: «Куда она, туда и мы».

Дефектолог, специальный психолог Наталья Сытилина понимает тревогу родителей из Малаховки. «Для них это новая ситуация, им непонятна структура нарушения детей с ментальными особенностями. К тому же у нас очень много мифов, связанных с ними», — отмечает психолог в беседе с «Известиям». Она уверена, что при должной работе специалистов в случае, если ребята окажутся вместе, проблем не возникнет: «Да, у них нарушен интеллект, но они вполне могут социализироваться и адаптироваться. Это получается такая обратная инклюзия».

Третья сторона

В среду, 30 января, в Общественной плате Московской области должно состояться заседание, на котором будет обсуждаться вопрос реорганизации. Первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин, к которому обратились инициативные родители, подчеркивает, что за несколько лет были ликвидированы порядка 280 коррекционных учреждений.

«В данном случае речь фактически тоже идет о ликвидации, потому что соединять «всех со всеми» и называть это инклюзией, мягко говоря, странно, — заявил он порталу «Милосердие». — Проще обучать каждую из категорий со здоровыми детьми, чем соединять, например, слепых с глухими». Он подчеркивает, что чиновники должны получить согласие не только родителей инвалидов, но и соответствующих общественных организаций.

В Минпросвещения неоднократно выступали за сохранение подобных специальных школ. «Там, где они были, коррекционные школы, коррекционные классы, — они должны остаться. У них есть хорошая история, причем вековая», — подчеркивала глава ведомства Ольга Васильева в августе. Уполномоченный по правам ребенка при президента РФ Анна Кузнецова в сентябре заявила, что у родителей детей с ОВЗ должен оставаться выбор между инклюзией и коррекционной школой. По результатам опроса, проведенного ОНФ в ноябре, порядка 15% родителей детей с ОВЗ не смогли подобрать ребенку подходящую школу или детсад.

Табличка 1 "З" класса на торжественной линейке
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Директор Института детства МПГУ дефектолог Татьяна Соловьева объясняет, что сейчас в России складывается единое образовательное пространство, когда школы больше не делятся на виды и типы, а разделяются исключительно по вариантам реализуемых программ. «Когда мы говорим об объединении организаций, то это никоим образом не предусматривает объединение программ, — отмечает она в разговоре с «Известиям». — Программа разрабатывается не с учетом вида организации, а с учетом варианта, рекомендованного психолого-педагогической комиссией, независимого коллегиального органа».

Но тревогу родителей можно понять, подчеркнула Татьяна Соловьева. Она полагает, что случай в Люберцах действительно является административным объединением и не несет содержательных изменений. Если все же это не так, родителям есть из-за чего волноваться, резюмировала дефектолог.

Читайте также
Прямой эфир