Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Армия
Силы ПВО ликвидировали 34 украинских БПЛА над территорией РФ
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Общество
Матвиенко предложила провести «Десятилетие семьи» в России
Общество
В Иркутской области подозреваемый в убийстве фельдшера арестован на два месяца
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Детсады и техникумы не готовы к приему особых детей

По данным исследования ВШЭ, в России недостаточно развита инфраструктура инклюзивного образования
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Эксперты НИУ ВШЭ проанализировали состояние кадровых и технических условий (пандусы, знаки для слабовидящих) для обучения детей с ограниченными возможностями и вывели индекс инклюзии в дошкольном, школьном, дополнительном и среднем профессиональном образовании. Значения индекса оказались очень низкими. Больше всего проблем обнаружили в детсадах, техникумах и колледжах.

Согласно исследованию ВШЭ, уровень образовательной инфраструктуры в сфере инклюзии оказался очень низким. Самый низкий индекс зафиксирован в дошкольном образовании — 0,23 (по шкале от 0 до 1). Почти такой же в профессиональном — 0,24. Чуть выше в школьном и дополнительном — 0,31 и 0,33.

По словам экспертов, родители детей с ограниченными возможностями предпочитают не отдавать малышей в детские сады из-за неготовности учреждений — отсутствия необходимого технического оснащения и непрофессионализма педагогов.

Декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Маргарита Парамонова сказала «Известиям», что одна из важнейших проблем инклюзии в детсадах — это неготовность воспитателей к работе с инвалидами.

— Если в группе 25 здоровых детей и один с нарушениями слуха или опорно-двигательного аппарата, у воспитателя просто не доходят до него руки. Также ему не хватает компетенции для работы с таким малышом, — уверена эксперт.

В таких случаях необходимо вводить в штат тьютора, но не все детсады могут себе это позволить. По словам Маргариты Парамоновой, подготовка кадров должна делать из воспитателей универсалов, которые смогут работать с разными детьми. По ее словам, нужно менять учебные программы вузов.

Директор отдела стратегий благотворительного фонда «Даунсайд Ап» Александр Боровых также отметил нехватку тьюторов — помощников педагогов, которые могли бы обеспечивать полноценное участие детей в воспитательном и образовательном процессе.

По его словам, из-за этого детей с синдромом Дауна отправляют на домашнее обучение или в коррекционные группы, хотя сегодня им предоставлена юридическая возможность учиться в обычных садах и школах.

— Но это не инклюзия. Инклюзия — это возможность для человека с ограниченными возможностями здоровья учиться и общаться с другими учениками, — сказал Александр Боровых.

Ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек рассказал «Известиям», что дошкольный образовательный стандарт появился совсем недавно: фактически на новые правила организации начали переходить только в 2015 году. Правила же школьной инклюзии заработали еще в 2012-м.

— Лишь пару лет назад появились требования к инклюзии в детсадах. И не все учреждения успели создать необходимые условия. В дошкольных учреждениях это сделать сложнее, чем в школах, — там другие виды деятельности. В школах уроки, занятия за партой. А в детсадах детки играют, двигаются, меньше сидят. Соответственно, нужны особые виды сопровождающей техники, определенные виды игрушек для разного рода инклюзии, — отметил Сергей Заир-Бек.

Низкие значения индекса инклюзии эксперты НИУ ВШЭ зафиксировали и в сфере среднего профессионального образования. Сергей Заир-Бек отметил, что ситуация с техникумами и колледжами еще сложнее, чем с детсадами.

— Исследования показывают, что дети с особенностями развития и инвалиды часто заканчивают только школу и сидят дома. Но даже если подросток и получит профессию, куда он пойдет дальше? Проблема профессионального образования в большей степени связана с дальнейшей профессиональной ориентацией, а точнее с ее отсутствием, — отметил Сергей Заир-Бек.

Несмотря на то что индекс инклюзии в школах выше, чем в детсадах и техникумах, его показатель эксперты НИУ ВШЭ назвали низким. Индекс вырос с 0,26 в 2014-м до 0,31 в 2015-м.

По данным на 2015 год, условия для беспрепятственного доступа инвалидов созданы всего в каждой третьей школе (38%). При этом речь идет только о пандусах и желтых кругах на дверях для слабовидящих.

Еще одна общая проблема почти для всех учебных учреждений — дефицит дефектологов. По словам директора Института детства МПГУ Татьяны Соловьёвой, во всех педагогических вузах большой конкурс на логопедию. И ниже — на дошкольную дефектологию и сурдопедагогику. Но сегодня требуются именно специалисты по работе с глухими и слабослышащими детьми.

 

Читайте также
Прямой эфир