Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации нескольких БПЛА над регионом
Мир
Die Welt узнала о планах европейских стран провести в США переговоры по Украине
Мир
Ушаков заявил о регулярном диалоге РФ с администрацией Белого дома
Мир
Сенат США одобрил закон о продлении финансирования правительства до 30 сентября
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Наука и техника
Корабль Crew Dragon с российским космонавтом Песковым стартовал к МКС
Политика
Медведев отверг призыв Великобритании к перемирию на Украине без условий
Мир
Землетрясение магнитудой 4,7 зафиксировали у берегов Италии
Мир
Трамп заявил о получении хороших новостей по урегулированию конфликта на Украине
Мир
Рубио сообщил о позиции США по поводу желания Европы ввести санкции против РФ
Мир
G7 пригрозила РФ санкциями в случае отказа от инициативы США по прекращению огня
Мир
РФ приветствует завершение проекта соглашения о мире между Баку и Ереваном
Мир
В Белом доме заявили о «движении вперед» в переговорах по Украине
Политика
Медведев назвал гуманным подход Путина к военным ВСУ в Курской области
Происшествия
В Москве три человека пострадали из-за падения деревьев
Мир
Полиция Британии выдвинула обвинения против российского капитана судна Solong
Происшествия
Гусев заявил о ликвидации еще по меньшей мере пяти БПЛА над Воронежской областью
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

20 января 1946 года родился Дэвид Линч, автор «Твин Пикса», «Человека-слона» и «Малхолланд Драйва», живой классик, столп независимого кино и последний великий сюрреалист в истории искусства. Журналист Алексей Королев для «Известий» вспомнил, как Линч пытался изменить взаимоотношения зрителя и экрана и что из этих попыток вышло.

Игрок на нервах

Сосуществование с Дэвидом Линчем в одном культурном пейзаже сделалось столь привычным, что мы иногда не задумываемся о масштабе его личности. Между тем достаточно сколь-нибудь непредвзято обозреть мировую кинематографическую поляну 2019 года, чтобы понять, что Линч — едва ли не крупнейший из ныне живущих режиссеров, во всяком случае среди продолжающих актуальную творческую деятельность. При этом важно помнить о совершенно особенной роли, которую Линч — вероятно, никогда не стремясь к этому специально — играет в России. Здесь он стал первым независимым режиссером, получившим настоящую популярность, и во многом именно его фильмы определили само отношение русского зрителя к независимому кино.

Говоря о Линче, обычно сразу начинают с его кросс-функциональности. Понятно, что сценарии для всех своих фильмов (кроме уникальной для его творчества «Простой истории») он пишет сам. На всех последних полнометражных проектах выступает в роли саунд-дизайнера, а в молодости бывал и звукорежиссером. В дебютной же «Голове-ластике» Линч не только режиссер-сценарист-продюсер, но и монтажер, композитор и художник-постановщик. Перед камерой он чувствует себя так же уверенно, как за ней, хотя, за исключением «Твин Пикса», больших ролей старается избегать. Список его персональных выставок как живописца и фотографа давно перевалил за два десятка, в его дискографии — девять альбомов, в том числе три сольника. Для фильма «Шоссе в никуда» Линч разработал дизайн мебели и показал коллекцию на престижном шоу в Милане, а сравнительно недавно вместе с командой архитекторов создал проект ночного клуба в Париже («Силенсио» назван в честь одноименного заведения из «Малхолланд Драйва»).

Эту репутацию человека эпохи Возрождения Линч не то чтобы тщательно оберегает — скорее она поддерживается естественным путем. Но за всеми этими мебельными коллекциями и сольными альбомами важно помнить: Линч, возможно, последний режиссер такого масштаба, для которого кинематограф — это не способ социального высказывания, не чистое развлечение, не инструмент для онтологических высказываний. Кино Линча — это в первую очередь чистая нейрохирургия.

Криминальный талант

Разумеется, его главным художественным высказыванием был — и уже навсегда останется — «Твин Пикс». Линч (при всей убежденной нелюбви к голливудским мейджорам) никогда не боялся кинематографа жанрового — недаром его сватали (и почти сосватали, кстати) в постановщики шестого эпизода «Звездных войн». Он тогда отказался ради «Дюны», своего самого большого провала (который отсюда, из дали лет, провалом уже вовсе, кстати, не выглядит). Без хорошей криминальной интриги Линч с тех пор обошелся только в «Простой истории», фильме нарочито безыскусном, стоящем в фильмографии Линча особняком. А так — снимает ли фильмы, почти непостижимые для неподготовленного зрителя («Внутренняя империя») или куда более мейнстримовые («Дикие сердцем»), в них обязательно будет преступление — при этом почти всегда либо в итоге нераскрытое, либо вообще неважное для понимания смысла ленты.

Кадр из фильма Твин Пикс

Кадр из фильма «Твин Пикс»

Фото: Global Look Press/KPA

«Твин Пикс» был снят для эфирного телевидения, что, с одной стороны, создало Линчу массу проблем (и обернулось в итоге закрытием проекта), а с другой — несомненно, помогло стать сериалу тем великим зрелищем, которое мы в итоге имеем. Принципиальный враг любых ограничений со стороны продюсеров, Линч здесь был вынужден смириться с естественными требованиями канала — и, как это часто бывает, кандалы пошли только на пользу. Величественная и по-настоящему страшная история обошлась без рек крови и даже по большому счету без пресловутого саспенса (не считать же таковым инфернальные прыжки Боба по потустороннему миру). Обыденность зла, его уютное сосуществование с миром совершенно обычных людей — сюжет не нов, но у Линча этот симбиоз показан через столь совершенно настроенную оптику отстраненного безумия, что от «Твин Пикса» и спустя почти 30 лет продолжает захватывать дух.

Йог смог

Линчевский сюрреализм — то единственное, что по-настоящему объединяет все его фильмы, от снобского «Человека-слона» до почти коммерческого «Твин Пикса» — это такая эстетическая данность, о которой пишущие о режиссере стараются лишний раз не упоминать. Как и всякий подлинный сюрреалист, Линч-режиссер долгое время имел репутацию едва ли не  самого скучного человека в мировом кино. Он не любил паблисити, стеснялся давать интервью, избегал политических высказываний — да и вообще каких бы то ни было высказываний, особенно по поводу собственного творчества, разумеется. Всё изменилось 15 лет назад, когда Линч (всегда интересовавшийся медитацией) нанял в качестве персонального коуча не кого-нибудь, а самого Махариши Махеша Йоги (на тот момент уже глубокого старца), заплатил ему миллион и после месяца занятий превратился в одного из самых убежденных и влиятельных евангелистов трансцендентальной медитации. Новый Линч разъезжает по миру с лекциями не о кино, а о духовных практиках, заседает в советах директоров связанных с наследием Махариши организаций и вообще, кажется, чувствует себя более учителем, нежели творцом.

Человек-слон 1980

«Человек-слон», 1980 год

Фото: Getty Images/Stanley Bielecki Movie Collection

За это время он снял всего один полнометражный фильм — выморочную «Внутреннюю империю», в которой градус нарративного безумия зашкаливал даже по сравнению с «Шоссе в никуда», фильмом, ранее считавшимся образцом линчевской энигматичности. И когда почти всем уже казалось, что Линч-йог окончательно вытеснил Линча-режиссера, и готовились писать или читать итоговые монографии о его творчестве, тот вдруг вернулся с третьим «Твин Пиксом». Сериалом, в котором здорового сумасшествия было тоже хоть отбавляй — но был и весь фирменный Линч сразу: с невероятной фантазией, безукоризненной игрой на нервах, тысячью сюжетных линий и бесконечными вопросами, на которые нет и не может быть ответа. И хотя сразу после выхода сериала (как всегда, разделившего и аудиторию, и прессу примерно пополам) Линч заявил, что прекращает свою кинокарьеру, никто ему особенно не поверил, и, как выяснилось, видимо, не напрасно. В прошлом году режиссера несколько раз видели в офисе Netflix, компании, изменившей представление о том, каким может и должен быть телесериал. Что-то будет?

 

Читайте также
Прямой эфир