Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Премии Станиславского, одной из самых авторитетных и значимых в театральном мире, удостоен Егор Перегудов. Весной он стал главным режиссером Российского академического молодежного театра (РАМТ). Его спектакль «Сто лет одиночества» в ГИТИСе, собравший немало наград и положительных отзывов критики, войдет в репертуар Студии театрального искусства. О новом этапе своей жизни режиссер рассказал «Известиям».

Бабушкино кресло и Маркес на вырост

— Как восприняли новость о присуждении вам премии Станиславского в номинации «Перспектива»? Какие эмоции испытали?

— Воспринял с радостью и трепетом. Это очень почетная премия. А главное — прекрасная номинация, когда премия не подводит итог, а задает направление, перспективу, которой нужно соответствовать.

— Вы стали редким гостем в Москве, чем это вызвано?

Последние месяцы я репетировал в латышском городе Валмиере спектакль «Обмен» по повести Юрия Трифонова. Для меня это был интересный опыт по творческому объединению русских и латышей. В 1969 году, когда была написана повесть, мы были одной страной. Можно по-разному относиться к Советскому Союзу, но нас объединяет общее прошлое. Политики пытаются разъединить нас, хотя между простыми людьми нет ненависти.

Егор Перегудов на церемонии вручения премии Станиславского в номинации «Перспектива»

Егор Перегудов на церемонии вручения премии Станиславского в номинации «Перспектива»

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

— Почему вы остановили свой выбор на писателе, которого сегодня почти не ставят?

— Сегодня — нет, но был легендарный спектакль Театра на Таганке со сценографией Давида Боровского, инсценировку к которому Любимов писал вместе с Трифоновым. Конечно, сложно ходить на эту территорию после таких мастеров. Но мне кажется, сегодня должно наступить время осмысления хорошей советской литературы. Не в том смысле, что она советская, а в том смысле, что она хорошая. Понятно, что она привязана к эпохе, но фигура того же Трифонова гораздо больше, чем время, в котором он жил.

Я родился в 1983 году, но тем не менее у меня сейчас есть потребность осмыслить то, что происходило с людьми. Понять, несколько это отличалось от того, что происходит с нами. Мне кажется, повсеместная тенденция осмысления советского прошлого с точки зрения стеба и иронии находится на излете. Мне интересно по-новому осознавать свое детство, историю жизни моих бабушек и дедушек.

— Вы поставили ностальгический спектакль?

— Скорее, гиперреалистичный. Мы намеренно использовали много подлинных вещей в качестве реквизита. Допускаю, что спектакль получился ностальгическим по той простой причине, что, когда ты видишь на сцене кресло, точь-в-точь такое, что стояло в квартире твоей бабушки и еще у миллионов бабушек на пространстве бывшего Союза, или когда ты слышишь музыку из прогноза погоды по телевизору, — подобные вещи срабатывают на подсознательном уровне.

«Мне интересно по-новому осознавать свое детство, историю жизни моих бабушек и дедушек»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Агарышев

— И у актеров срабатывают?

— И у актеров тоже, несмотря на то что они латыши и говорят по-латышски. Благодаря этому подключению я готов погрузиться в историю этих персонажей, они вызывают у меня доверие. Ведь самое сложное в театре — поверить, что с людьми что-то происходит не когда-то там, а прямо сейчас. Во многом задача режиссера из этого и состоит: добиться, чтобы артисты верили, и зритель к ним подключался как к своим современникам. А приметы прошлого помогают эту дистанцию сократить.

— Открывая сезон в Студии театрального искусства, Сергей Женовач объявил, что спектакль «Сто лет одиночества», который вы делали в ГИТИСе, войдет в репертуар театра. Как возникла идея продолжить жизнь студенческого спектакля?

— Во-первых, это большой риск и эксперимент. И мы внутренне готовы к тому, что может не получиться. Так совпало, что большая часть курса влилась в театр, что эта работа не исчерпала себя и для ребят, и для Сергея Васильевича как мастера курса и художественного руководителя театра. Я, например, этой историей до сих пор живу, думаю о ней. Сейчас складывается ощущение, что спектакль «Сто лет одиночества» должен жить дальше.

Важно, что это не перенос спектакля, а его новая редакция. Мы будем играть его не в два вечера, а целый день, начиная с 13.00. На роли тех ребят, которые не вошли в труппу театра, и на роли, которые играли студенты-режиссеры, я буду вводить артистов Студии театрального искусства. Пять новых человек — это уже другая история. Многие сцены будут переделаны специально для них. Плюс спектакль будет играться в пространстве, которое сочинит Александр Давидович Боровский. В нем будут его идеи. Мы рискнем дважды войти в одну воду.

— Вы репетировали этот спектакль три года, что дал вам этот опыт?

— Да. Это уникальная история, которая могла произойти только в ГИТИСе. Когда мы начинали, я не знал, как ставить Маркеса, у меня не было ни одной идеи. Мы год жили в этом материале, не думая о том, что мы должны в какой-то момент сделать спектакль, просто сочиняли этюды, делали импровизации. Это дает определенную свободу, которая в итоге — самое дорогое и есть. Решения тех или иных сцен нашлись гораздо позже. Обычно я пишу композицию перед началом работы над спектаклем, потом мы репетируем, и она со временем меняется. А тут подбирал прозаические куски, мы делали этюды, тренинги, и после этого я приходил домой и записывал сцену. Отправлял студентам, они выучивали и наутро приходили с выученным текстом. Никакой профессиональный театр не позволит режиссеру подобный подход в работе.

— Похоже на работу в сериале.

— А «Сто лет одиночества» — это и есть сериал. Сначала мы сделали первые 100 страниц, потом добавили к ним вторую часть, потом добавили второй день. И каждый раз, когда мы придумывали финал, мы думали о том, что это может быть концом спектакля. А потом просто шли дальше, потому что очень хотелось сочинить, что же будет дальше с этими героями. Может, поэтому его так жалко было оставлять. По процессу сочинения для меня это — уникальный опыт, к которому хочется возвращаться.

Монтировщики-пираты и счастливый педагог

— Каков круг ваших обязанностей в РАМТе?

— Когда я получил предложение от Алексея Владимировича (Бородина, худрука РАМТа. — «Известия»), у меня были обязательства перед другими театрами. И я сразу сказал, что я от этих обязательств отказываться не готов, мне нужен год или два, чтобы процесс моего медленного вхождения в руководство большой структурой театра произошел сам по себе. Сейчас я отвечаю за все малые площадки РАМТа (их три): кто там будет ставить, что там будут ставить и так далее. Плюс я буду делать спектакли на большой сцене сам. Так постепенно, плавно степень ответственности должна на меня перейти. 

 

Вывеска на здании РАМТ

Сейчас Егор Перегудов отвечает за все малые площадки РАМТа

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Есть ли какие-то вещи, которые вам уже сегодня хотелось бы привнести в работу?

— Я сейчас не столько провожу времени в театре, сколько должен. Мне предстоит отсмотреть около 70 спектаклей. Встретиться со всеми артистами, со всеми цехами — это такая программа на год. С января я начну репетировать в РАМТе «Убить пересмешника» и смогу там чаще находиться. На данный момент при огромном творческом бурлении, которое есть в театре, мне хочется создать в нем более жесткую систему.

Например, что премьерный спектакль должен играться не меньше трех раз в месяц. Но прежде чем вносить свои предложения, я хочу понять, как этот механизм работает. В любом случае мы работаем в тандеме, вдвоем. И этот театр выстроен под Алексея Владимировича Бородина, который 38 лет им руководит. Если меня это не устраивает, то не надо туда приходить. А дальше будем смотреть. Если театру будут подходить мои предложения, наши отношения будут развиваться.

— Вы преподаете в ГИТИСе. Как педагогика на вас повлияла?

— Пока я получаю неимоверные плюсы, потому что преподавание — это мощная профессиональная подпитка. А главное — оно заставляет тебя работать над собой, культивировать свои лучшие качества. Я для себя открыл, что педагогика возможна, только когда ты наполнен любовью к людям, которым преподаешь. Самое страшное, когда учитель переносит на студентов свои комплексы и недовольство жизнью. Истинные педагоги — это счастливые люди. Они должны быть успешными и реализовавшимися, получать очень много денег и быть счастливыми в личной жизни. Во всем! Тогда есть шанс, что они напитают своей любовью к профессии и студентов, чтобы те были готовы к встрече с жесткой реальностью вне стен ГИТИСа.

— А что их ждет?

— По-разному. У артистов зависимая профессия, мы выбираем и нас выбирают.

— Но есть же еще режиссеры, которым вы преподаете. Их будущее не настолько печально?

— Это иллюзия, что режиссер независим. Когда приходишь в театр, ты зависишь от каждого монтировщика, капельдинера и женщины, которая моет в этом театре пол. Ты должен организовать работу, чтобы получалось то, что ты хочешь, — это бесконечные нервы. Невозможно этому научить. Как можно научить работе с монтировочным цехом — 12 мужиками-пиратами? Когда я ставил «Горячее сердце» в «Современнике», они должны были выходить на сцену вместе с артистами. Монтировочный цех театра «Современник» в полном составе в брезентовой одежде и касках должен был двигать огромные, тяжелые конструкции, придуманные художником Владимиром Анатольевичем Арефьевым! Как можно научить людей делать это с интересом? Вот ты и ищешь подход, например, через юмор.

— Так совпало, что параллельно с вами МХТ возглавил ваш учитель Сергей Васильевич Женовач. Во многом ваши программы созвучны. Относится ли он к тому числу учителей, с которыми можно посоветоваться? Есть ли у вас такая необходимость? Меняется ли ваше общение с течением времени?

— Меняется и очень сильно. С Сергеем Васильевичем у нас очень близкие отношения. Человечески близкие. И на самом деле для меня это самое важное — сохранить человеческие отношения внутри профессии. Я об этом думал, когда Сергей Васильевич позвал преподавать в нашу мастерскую на режиссерском факультете ГИТИСа Юрия Николаевича Бутусова. Более непохожих режиссеров сложно себе представить. При этом они работают вместе, и для них в профессии важны одни и те же вещи.

директор театра МХТ имени А. П. Чехова Сергей Женовач

Художественный руководитель, директор театра МХТ им. А.П. Чехова Сергей Женовач на сборе труппы перед началом нового, 121-го сезона

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

И то, что Алексей Владимирович Бородин позвал меня в РАМТ, для меня прежде всего мощный человеческий поступок. Такие человеческие поступки важнее поступков профессиональных — они опровергают многие представления о профессии. Сергей Васильевич очень по-разному воспринимает мои спектакли и искренне мне об этом говорит. Я ценю это, потому что не так много людей существует на свете, которые могут с любовью сказать тебе правду о твоем спектакле. Это надо ценить и беречь.

— Сегодня вы стоите на пороге переломного момента в своей жизни. Чего бы вы хотели пожелать себе?

— Оставаться собой. Все вещи, которые сегодня происходят со мной, я воспринимаю как аванс. Тот кредит доверия, благодаря которому ты существуешь. И главное — не привыкнуть, потому что как только ты привыкаешь к тому, что так оно всё и будет, оно останавливается и заканчивается. Всё нужно отрабатывать и заслуживать.

Справка «Известий»

Еще будучи студентом ГИТИСа (курс Сергея Женовача), Егор Перегудов выпустил на малой сцене РАМТа свой первый спектакль «Под давлением 1-3».

С 2011 года — штатный режиссер «Современника», в котором поставил пять спектаклей. Параллельно сотрудничает с театром «Сатирикон». Преподает в ГИТИСе. С мая 2018 года — главный режиссер РАМТа.

 

 

Читайте также
Прямой эфир