Валерий Фокин: «Волчек взяла и несет тяжелейший крест»


15 апреля исполняется 60 лет театру «Современник». Собеседник «Известий» — худрук Александринского театра, народный артист России Валерий Фокин — начинал там свою творческую биографию.
— Вас в «Современнике» считают родным человеком. А вы считаете этот театр родным?
— Ну конечно. А как иначе я могу относиться к дому, в котором почти 15 лет прожил? Но я уже очень далеко ушел от тех лет. Есть память, есть благодарность, но сегодня мы разные, и это хорошо. Так и должно быть.
— Олег Ефремов начинал «Современник» со спектаклей, которые ставил со студентами Школы-студии МХАТ. И всё получалось. Может, он обладал некой магической силой?
— Естественно. Он же организатор, создатель. Он обладал талантом вождизма и объединил молодых артистов. Конечно, если бы не его энергия, не его талант, вообще бы ничего не было. Его заслуга в истории театра огромная.
— Ефремов предлагал коллективу решать, что ставить, кто играть будет. Насколько это его новаторство прижилось?
— Это не новаторство. Ничего нельзя обсуждать вне времени. Тогда была историческая необходимость в том, чтобы родился молодой театр, который был бы голосом поколения, наполнил бы подмостки воздухом свободы. На этой волне Ефремов и компания смогли прорваться. Демократизм в виде совместных сочинений, принятия решений, обсуждений — знак времени. Потом от этого всего коллектив отказался.
Когда я пришел в «Современник», был свидетелем, как эти собрания превратились в демагогические сборища и выяснения актерских отношений. В театре не может быть демократии. Никогда. Это полная ерунда. В театре должна быть добровольно принятая диктатура главного режиссера. Это не я сказал, а Георгий Александрович Товстоногов.
Сейчас многие студийцы сидят вместе, сочиняют, любят друг друга, а потом проходит год, два, три, и кто-то должен выделиться, взять на себя ответственность. И в этот момент появляются первые, а кому-то суждено быть только вторым и третьим. Конкуренция — одна из проблем театра.
— Как вы попали в «Современник»?
— Меня пригласили Табаков и Волчек. Они были главными в театре на тот момент. Я не один был счастливчиком. Пригласили целую группу молодых артистов — Константина Райкина, Юрия Богатырева, Володю Поглазова, Бориса Сморчкова.
Конечно, это был непростой период для театра, потому что ушел Ефремов. «Современник» раскололся. Кто-то ушел вместе с Олегом Николаевичем во МХАТ. Нужно было обновление, новая кровь. И Табаков с Волчек, как мне кажется, совершили правильный шаг — сделали ставку на молодых. Они даже не взяли выпускников Школы-студии МХАТ, а позвали выпускников другой школы — Щукинского училища. Сейчас я понимаю, что это был стратегический верный шаг, а тогда не понимал. Просто был сильно рад, что меня пригласили.
— Без Ефремова «Современник» отказывались воспринимать. Вы как человек новый ощущали это давление?
— Конечно, театр ругали, попрекали, всё время пытались противопоставить что-то Ефремову. Это давление театр, несомненно, серьезно ощущал. Мне же было не до того. Надо было учиться ставить спектакли.
— Галина Борисовна Волчек — человек со сложным характером. Вы искали особый подход к ней?
— Нет, не пришлось. У нас с Галиной Борисовной с самого начала были нормальные отношения. Она для меня — один самых главных учителей в моей профессиональной жизни. Несмотря на то что в Вахтанговской школе у меня были прекрасные учителя, главные университеты я прошел в театре.
Галина Борисовна учила искусству репетировать, существовать в театре. Это очень важный предмет, который не проходят в театральной школе. Его можно только на собственной шкуре ощутить. За это я ей буду благодарен всю жизнь. Она присутствовала на репетициях, сидела рядом, помогала моим первым спектаклям, когда их надо было поправить или подтянуть. Никогда не отказывала. Наши отношения были всегда очень открытыми и остались таковыми. Нет у меня проблем с Волчек.
— В 1984 году вы поставили «Кто боится Вирджинии Вульф?» Грандиозная постановка с Волчек, Нееловой, Гафтом. И через год покинули театр. Как Волчек вас отпустила?
— Что значит отпустила? Я же не крепостной. Что ж она, должна была меня к батарее приковать? (Смеется.) Проработав 15 лет очередным режиссером, наблюдая, как она руководит театром, я учился. В тот момент, когда у меня возникла возможность пойти в другой театр, стать там главным режиссером, я пошел.
— Волчек возглавляет «Современник» с 1972 года. Как вам кажется, это для нее наисложнейшее занятие?
— Это не просто тяжелый труд, это тяжелейший крест, который человек взял и несет. И дай Бог ей здоровья.
— Она не может оставить театр, потому что должна или потому что этим живет?
— Она театральный человек и, конечно, этим живет. Это гипертрофированное чувство ответственности, которое нельзя одним днем отменить. Надо быть в ответе за коллектив. Все люди со своим эгоизмом, амбициями, довольствами, недовольствами. Плюс еще десятки рутинных проблем, которые возникают ежедневно. А давление со стороны чиновников, а поиск финансирования? Это всё тоже лежит на плечах Галины Борисовны.
— Юбилей «Современник» отмечает премьерой спектакля «Скажите, люди, куда идет этот поезд…», в котором заняты молодые актеры. Это поклон Ефремову, который начинал свой театр с молодежью?
— Наверное, они хотят продемонстрировать, что в театре есть хорошая молодежь. То, что театр должен быть современником всех современников, некоторые из которых, слава Богу, еще живы, это прекрасно. Я и сам к ним отчасти отношусь, ну чуть моложе тех, кто присутствовал при рождении театра. Это же поколение артистов привело в театр своего зрителя, который крайне предан «Современнику», потому что, можно сказать, духовно родился вместе с этим театром.
Потом в здание на Чистых Прудах пришли дети тех поклонников, а сейчас уже и внуки. Можно сказать, что за 60 лет существования «Современника» выросло несколько поколений современников. Но самое главное, чтобы этот театр был интересен сегодняшним 20-летним. Вот в чем единственная и главная задача.
Справка «Известий»
Московский «Современник» открылся 15 апреля 1956 года спектаклем «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. У истоков театра стояли Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Виктор Сергачёв. С 1972 года и по сей день художественным руководителем театра является Галина Волчек.