Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России нанесли поражение штурмовому батальону «Шквал» ВСУ в ДНР
Армия
Армия России поразила военные аэродромы и склады дронов на Украине
Армия
Песков заявил о засекреченности процесса разработки новых видов вооружения
Общество
В Сбербанке назвали три самых популярных схемы мошенничества в 2024 году
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Мир
Замглавы МИД РФ Руденко отметил стремление Запада оказать давление на КНДР
Мир
Два человека погибли в результате крушения патрульного самолета в Колорадо
Мир
Риттер заявил о желании Байдена втянуть США в ядерную войну до инаугурации Трампа
Армия
Военнослужащие ВС РФ рассказали о модернизации FPV-дронов в полевой мастерской
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Общество
Космонавты с орбиты МКС поздравили россиянок с Днем матери
Мир
Участники COP29 утвердили климатическое финансирование объемом $300 млрд в год
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Урок Жуве: Тони Сервилло представил спектакль «Эльвира»

Пьесу о том, как искусство противостоит войне, сыграли на сцене МДТ — Театра Европы
0
Фото: пресс-служба культурного форума
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В рамках культурного форума и Европейской театральной премии Тони Сервилло представил спектакль «Эльвира». Российской публике итальянец известен главным образом как актер, снявшийся в нескольких фильмах Паоло Соррентино, в том числе оскароносной «Великой красоте». В «Эльвире» Сервилло одновременно режиссер и исполнитель главной роли. 

— Я считаю себя прежде всего актером, — рассказал Тони Сервилло «Известиям». — Точнее, я чувствую себя первой скрипкой в струнном оркестре. Моя режиссерская работа состоит главным образом в углублении в текст. Мы стремимся проникнуть в его содержание, вновь и вновь обращаясь к этому тексту — по завету великого актера и режиссера Луи Жуве, которого я здесь играю. Он считал, что пьеса постигается только практически.

В основе пьесы Бриджит Жак лежат семь занятий, которые великий французский актер Луи Жуве провел в Парижской национальной консерватории драматического искусства в дни нацистской оккупации. Всё действие — это процесс репетиций Жуве с ученицей лишь одного явления из мольеровского «Дон Жуана», когда Эльвира, осененная небесной благодатью, приходит к заглавному герою с призывом к раскаянию. Петра Валентини по-разному исполняет этот многократно повторяемый монолог, проводя свою героиню (ученицу Жуве здесь зовут Клаудией, но прототипом была актриса Паула Деэлли) от голой техничности до глубокого погружения в роль.

В какой-то момент закрадывается ожидание, что это выльется в историю любовных отношений пожилого учителя и юной ученицы — скрываемую от других учеников (в спектакле заняты еще Франческо Марино и Давиде Чирри — в ролях студентов, подыгрывающих за Дон Жуана и Сганареля). Но это иллюзия: пробежавшая между Жуве и Клаудией искра только вносит юмор и ни к какому мелодраматическому повороту не приводит. Действие по-прежнему строится на комментариях Жуве к мольеровскому монологу и размышлениях о сущности актерского искусства или о том, чем отличается речь трагедии.

Как ни странно, но смотреть такой спектакль ни минуты не скучно, наоборот — он завораживает. Пластика Сервилло выверена от первой мизансцены — он сидит спиной к зрителям, комментируя игру Клаудии, и создается ощущение, что ты действительно присутствуешь на занятии выдающегося режиссера, — до самого финала, когда титры сообщают, что, хотя Клаудия и заняла первое место на экзамене, ей как еврейке было запрещено играть на сцене, а Жуве до окончания войны находился в эмиграции. Текст, который вряд ли удивит оригинальностью, у Сервилло словно рождается здесь и сейчас, и ты чувствуешь себя соучастником чужих озарений.

Сервилло в роли Жуве благороден и степенен, обходится без единого нажима, и спектакль не воспринимается как его бенефис. Его Жуве похож на Пигмалиона, который, каждую репетицию вкладывая в Галатею что-то новое, невольно любуется ею, пусть и никогда не остается доволен ученицей. Одергивает, делает замечания и велит начинать сначала.

Как режиссер Сервилло предусмотрел два-три как бы случайных крупных плана героини, когда она разворачивается к залу, и становится понятно, что в «большой мир», откуда порой доносится лающая немецкая речь, Клаудия выйдет, освещенная душевным светом. В спектакле ни слова не произносится о войне, тем более нет намека на движение Сопротивления. Но на самом деле он — как раз о сопротивлении войне, будничном и без пафоса. Не чудо ли, что в то время, когда человек унижается и уничтожается, Жуве вместе с учениками сосредотачивается на человеческой природе, находя ее безмерно богатой? Неспроста и репетируется мольеровский монолог о связи человека с божественным измерением.

Конечно, Эльвира 1940 года, даже и движимая голосами, не могла спасти Францию, как Жанна д’Арк. Но заставила поверить, что искусство может быть альтернативой войне. Кстати, Шарлотте Дельбо, которая стенографировала те занятия Жуве, потом суждено было пройти концлагерь. Там она обменяла пайку хлеба на экземпляр мольеровского «Мизантропа», тренировала на нем память, и это помогло ей выжить.

 

Читайте также
Прямой эфир