Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Переехавший подальше от пыльной Испании в веселый Париж каталанец Жозеф Оллер явно был тонким знатоком человеческих слабостей. Еще не достигнув и тридцатилетия, в 1867 году он осчастливил человечество новым способом биться об заклад, который сам он назвал pari mutual; сегодня революционная система известна почти во всем мире как тотализатор. Новое отечество не оценило открытия, и Оллеру пришлось отсидеть 15 суток во французской тюрьме; впрочем, к тому времени, когда он затеял предприятие, принесшее ему реальную славу и большие деньги, он уже был вполне уважаемым деятелем, как сказали бы сегодня, индустрии развлечений (в частности, в его портфолио были и первые в Париже «Русские горки», Montagnes Russes — у нас этот аттракцион традиционно именуют горками американскими). Тороватому предпринимателю и его бизнес-партнеру Шарлю Зидлеру пришло в голову обогатиться на потоке туристов, устремившихся в Париж поглазеть на чудеса всемирной выставки (главным из них была ажурная башня инженера Эйфеля), предложив им попутно полюбоваться мелькающими на сцене дамскими ножками. Так 6 октября 1889 года на Монмартре впервые распахнуло свои двери новое кабаре под названием «Красная мельница» — «Мулен Руж». «Известия» решили вспомнить, как увеселительное заведение с сомнительной репутацией стало одним из символов Парижа.

Танцуют все

Танцоры канкан в театре «Мулен Руж»

Танцоры канкан в театре «Мулен Руж»

Фото: Global Look Press/Alain Le Garsmeur

Париж конца XIX века недаром имел репутацию самого веселого города Европы. Казавшийся незыблемым имперский режим Наполеона III пал в результате унизительного поражения в войне 1870 года, на смену ему после краткого интермеццо Коммуны пришла республика (получившая в истории имя Третьей — и сметенной по иронии судьбы опять немцами) со всеми причитающимися по статусу радостями жизни — от более-менее демократических выборов до постоянных коррупционных скандалов (самый известный из них, кстати, случился в том же году, что и открытие «Мулен Руж», — хищения и взятки в ходе строительства Панамского канала на десятилетия сделало само слово «панама» синонимом аферы). Состояния создавались за считаные недели — и пускались на ветер еще быстрее. Провинция с завистью смотрела на веселящуюся столицу, а буржуа стремились в Париж в поисках развлечений — как правило, с сексуальным душком. Кабаре, дансинги и просто бордели появлялись как грибы после дождя, а художники, литераторы и прочие люди искусства упражнялись в создании эпатирующих приличную публику произведений. Что-то подобное происходило спустя столетие на другом конце Европы,после бесславного крушения другой великой и казавшейся вечной империи — разве что своих Тулуз-Лотрека или Дега злачные места Москвы 1990-х не сумели найти.

Эти десятилетия между локальным конфликтом между двумя европейскими державами и великой войной, в которую оказался втянут весь тогдашний цивилизованный мир, потом назвали Belle Époque, «Прекрасной эпохой» — по контрасту того взбалмошного, но веселого времени с чередой кровавых трагедий ХХ века. Но ничто не предвещало грядущей всемирной славы еще одному кабаре с вошедшим в моду канканом, если бы не явный коммерческий гений Оллера. Он удачно подгадал и время открытия своего заведения — к Всемирной выставке 1889 года, когда в Париж стекались толпы туристов со всей Европы и даже из-за океана, и место — бульвар Клиши рядом с площадью Бланш, в достаточном удалении от знаменитой Пляс-Пигаль (тогда, как и сегодня, одного из центров проституции в Париже). Таким образом, солидные господа могли, с одной стороны, не опасаться подозрений в излишнем распутстве, с другой — в случае острой нужды до притонов было дойти даже пешком. Впрочем, даму с пониженной социальной ответственностью вполне можно было найти и в зале, и на сцене — не будем забывать, что в XVIII–XIX основным местом «съема» по всей Европе были театры (в некоторых лондонских и нью-йоркских театрах для жриц любви были полуофициально отведены отдельные проходы, подальше от «чистой» публики). Собственно, знаменитая красная мельница над входом, давшая имя заведению, недвусмысленно намекала на открывающиеся перед посетителями возможности — словосочетание «красные фонари» уже было общеизвестно.

Рекламные постеры театра «Мулен Руж»

Рекламные постеры театра «Мулен Руж»

Фото: Global Look Press

Короли и капустницы

Танцовщицы начальной эпохи «Мулен Руж» вошли в историю — имена Иветты Гильбер, Ла Гулю («Большеротая», настоящее имя Луиза Вебер), Малышки Фромаж и Жанны Авриль известны и сегодня благодаря портретам кисти Тулуз-Лотрека, практически жившего в зале и за кулисами. Бывшие прачки, продавщицы, белошвейки и просто уличные девицы становились звездами полусвета, за которыми увивались состоятельные клиенты. Но «Мулен Руж» предлагал не только канкан — в программе значились и другие, не менее экзотические по тогдашним (да, в общем, и по нынешним) временам номера. К примеру, особенно знаменит у почтеннейшей публики был Жозеф Пюжоль, выступавший под псевдонимом Петоман. Артист выступал в редком амплуа «метеориста» — он умел столь художественно испускать газы, что, по свидетельству современников, не только имитировал звуки грозы или артиллерийской канонады, но и исполнял «Марсельезу» при помощи особой резиновой трубки, вставленной в зад. Посетители неистово аплодировали столь редкостному таланту.

Посетители были, кстати, очень разные — в отличие от других заведений, прежде всего главного конкурента «Мулен Руж» — кабаре «Элизе-Монмартр» на бульваре Рошешуар, заведение Оллера и Зидлера приглянулось и богеме, и европейской аристократии — сюда частенько заглядывали и любвеобильный (и склонный к коммерческим гешефтам — «маклер в короне», по определению австрийского императора Франца-Иосифа, «деляга и аферист», по словам менее стеснявшегося в выражениях Владимира Ленина) бельгийский монарх Леопольд II, и его родственник, принц Уэльский, будущий король Эдуард VII, главный законодатель светской моды в последние десятилетия правления своей матери королевы Виктории. Визиты царственных особ происходили теоретически инкогнито; впрочем, их, как правило, узнавали. В первый же визит Эдуарда в «Мулен Руж», состоявшийся спустя год после открытия, в октябре 1890-го, к сидевшему за столиком наследнику британского престола подскочила Ла Гулю, крикнув сквозь задранную юбку: «А с тебя шампанское, Уэльс!» (впоследствии этот эпизод был обыгран в «Сладкой жизни» Федерико Феллини).

Кадр из фильма «Мулен Руж» (1959 г.)

Кадр из фильма «Мулен Руж» (1959 г.)

Фото: Global Look Press/Moulin Productions Inc.

Знаменитое кабаре и само по себе не переставало привлекать внимания кинематографистов: самый первый фильм, «Танцовщицы «Мулен Руж» был снят еще в 1898 году для американской публики, жаждавшей знакомства с европейской диковиной. Всего про «первый дворец женщин», как называли свое заведение Оллер и Зидлер, создали дюжину картин; последняя — «Мулен Руж!» Бэза Лурмана с Николь Кидман и Юэном МакГрегором в главных ролях — вышла на экраны в 2001 году. Оригинальное здание кабаре сгорело в 1915 году; в 1921-м оно было выстроено заново — разумеется, с красной мельницей над входом. Сегодня «Мулен Руж» продолжает жить уже как туристский аттракцион — для тех, кто жаждет приобщиться к легенде. Сами шоу, хотя и отличаются размахом, вряд ли могут смутить кого-то «безнравственностью», и даже нового Петимана, похоже, не наблюдается. «Мулен Руж» стал сказкой для взрослых, призрачным воспоминанием о баснословной эпохе, когда на столах танцевали канкан, рекой лилось шампанское, а перед дамами — даже облегченного поведения — было принято придерживать дверь, без боязни быть обвиненным в сексизме или чем похуже.

 

Читайте также
Прямой эфир