Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Февраль — месяц карнавалов. Отмечают его практически во всем мире: на Гоа и в Макао, в Рио-де-Жанейро и Барранкилье, в Новом Орлеане и Квебеке и, конечно, в Европе, откуда эта традиция и пошла. Самые популярные из карнавалов Старого Света проходят во французских Ницце и Дюнкерке, немецких Майнце, Кельне и Дюссельдорфе, испанском Тенерифе и, естественно, в Италии — в Венеции, на Сицилии и Сардинии. Но это только если говорить о наиболее известных. А вообще-то в феврале гуляют повсеместно — в Австрии, Бельгии и Швейцарии, Польше и Чехии, в Скандинавии и на Балканах. Портал iz.ru не мог пройти мимо всеобщего веселья.

«Пятое время года»

Традиции карнавала уходят в далекое прошлое. А вот в том, насколько оно далекое, историки пока к единому знаменателю не пришли. Собственно, есть две точки зрения — античная и средневековая. Некоторые специалисты (прежде всего антиковеды) видят корни массовых народных празднеств с обильными возлияниями, ритуальным обжорством и прочими непотребствами еще в античных Дионисиях и Вакханалиях. Другие (в основном медиевисты) считают, что эти традиции умерли в эпоху темных веков и средневековые карнавалы не имеют к ним никакого отношения. Видимо, правы и те и другие, как обычно и бывает в дискуссиях об исторических корнях сложных социальных и культурных явлений. Точно можно сказать, что по форме карнавал — действо совершенно языческое, пусть в Средние века его условно «встроили» в систему христианских праздников. В ту эпоху все праздники имели религиозную подоплеку, но карнавал — в наименьшей из всех степени.

Если античные Дионисии и Вакханалии проходили в марте, то карнавалы всегда проходят в феврале, в последнюю неделю перед Великим постом. Откуда пошла именно эта традиция, теперь уже точно сказать невозможно, но, видимо, из традиционных народных праздников, посвященных окончанию зимы. А уже позже церковь связала эти мероприятия с началом Великого поста.

Карнавал в Риме. Картина XVII века

Фото: commons.wikimedia.org

Интересно, что официальная церковь довольно последовательно выступала противником безудержных народных гуляний, но вынуждена была мириться с народным волеизъявлением. Излишний догматизм и жесткость в мелочах могли вызвать обратную реакцию у простых людей, вера которых строилась больше на традиции и повседневных практиках, нежели на глубоком осознании христианского учения. Вот и Великий пост большинством воспринимался скорее как тяжелая повинность, нежели время духовного очищения и просветления. А перед этим испытанием людям просто необходима была отдушина, эмоциональный взрыв, выплеск энергии умерщвляемой плоти.

Все хотели немного побыть язычниками, и церковь вынуждена была смириться с этим или хотя бы закрыть на это глаза. Всего на несколько дней. Кстати, и само слово «карнавал» связано с преддверием поста, оно происходит от латинских слов саrnе («мясо») и vale («прощай»). У западных и южных славян этому празднику соответствует «мясопуст», на Руси — масленица, у скандинавов — вастлавьи, у словенцев — курентованье, у французов — марди гра.

В дни карнавала всё вставало с ног на голову. Отменялись все сословные различия, разрешались практически любые шутки в отношении духовенства и аристократии, шло безудержное веселье и скоморошество. Это временное упразднение иерархических отношений между людьми создавало на карнавальной площади особый тип общения, невозможный в обычной жизни. Вырабатывались особые формы площадной речи и площадного жеста, откровенные и вольные, не признающие никаких дистанций между общающимися и свободные от обычных норм этикета и пристойности. Люди надевали смешные костюмы и маски, чтобы быть свободнее и раскованнее. Это был веселый народный праздник плотской радости — простого грубоватого юмора, чревоугодия, пьянства и откровенного разврата. Он как бы исключался из обычных норм и правил, неслучайно его называли «пятое время года».

Масленица. Художник Борис Кустодиев

Фото: commons.wikimedia.org

В привычных нам сегодня формах это был городской праздник, хотя в деревнях, где жило большинство населения средневековой Европы, его тоже отмечали. Наверное, немного по-иному. Организацию городских «мероприятий» постепенно взяли на себя профессиональные сообщества — цеха и гильдии, а потом подключились и городские магистраты. Стали возникать специфические местные ритуалы, и здесь уже каждый город находил какие-то свои особенности. Но в целом идеология и структура праздника оставалась общей. И везде языческого начала в нем было гораздо больше, чем христианского.

Со временем европейцы занесли карнавальную традицию в колонии, где она обогатилась местным колоритом и засияла новыми красками. Да и в самой Европе карнавалы менялись, теряя связь с народными обычаями и приобретая всё больше коммерческих черточек. Поговорим о трех самых знаменитых в мире карнавалах — довольно традиционном кельнском, куртуазно-эстетском венецианском и безудержном бразильском.

Кельн. «Бабий бунт» и «Розовый понедельник»

Впервые карнавал (фастнахт) в городе на Рейне упоминается в хронике за 1341 год. Потом традиция как-то растворилась, но в 1823 году карнавал возрождается и обрастает организационными структурами вроде праздничного комитета, парадных корпусов, шутовского правительства-триумвирата из «принца», «девы» и «крестьянина», который председательствует на всех важных карнавальных мероприятиях. Подготовка начинается 11-го числа 11-го месяца (ноября) в 11 часов 11 минут. В это время открываются карнавальные заседания, на которых горожане обсуждают программу будущего карнавала, выбирают членов комитета, кандидатуры на главные «роли». Сам же праздник начинается, как и положено, в феврале.

Карнавал в Кельне. Открытка 1899 года

Фото: commons.wikimedia.org

Открывается уличный карнавал в «Бабий четверг» — за пять дней до поста. В нем принимают участие все горожане за исключением полиции и медиков. Начало праздника происходит на Старой площади, где в 11 часов 11 минут женщины штурмом «берут» городскую ратушу. Провозглашается матриархат, а со всех встречных мужчин безжалостно срезают галстуки.

Праздник и возлияния продолжаются все последующие дни, а апогей его приходится на «Розовый понедельник», когда обер-бургомистр передает принцу карнавала ключ от ратуши. В городе начинается праздничное шествие. По улицам идут все официально зарегистрированные карнавальные сообщества (наследие цехов и гильдий), каждое из них везет с собой смешную фигурку из папье-маше, высмеивающую политиков.

Карнавал в Кельне. 2008 год

Фото: Global Look Press/Crossland, D.

Понаблюдать за действом съезжается до полутора миллионов человек. Завершается праздник в ночь на «Пепельную среду», когда на улицах полыхают тряпичные чучела «нуббель», символизирующие зиму и болезни. В среду народ похмеляется и по традиции ест рыбные блюда. Верующим католикам, у которых в этот день начинается Великий пост, священники в церквах рисуют золой на лбу крест, чтобы помнили, из чего появились и во что обратятся.

Помимо кельнского, не менее древними и знаменитыми в Германии считаются карнавалы в Дортмунде и Майнце.

Венеция. Царство таинственных масок

Первое упоминание о нем относится к 1094 году, во всяком случае именно тогда дож Витале Фалиеро впервые использовал название «Венецианский карнавал» в официальном документе. Считается, что с 1162 года, когда на площади Сан-Марко проходили народные гулянья в честь победы над патриархом Аквилеи, карнавал стал ежегодным.

Маски на венецианском карнавале появились не ранее XIII–XIV веков. В это время город находился в зените славы и могущества, был европейским культурным центром и сам устанавливал внутренние правила. Порой, довольно вольные. Тогда же оформились основные составляющие карнавальной недели, например, парад гондольеров или Festa delle Marie — праздник, посвященный освобождению венецианских девушек, похищенных истрийскими пиратами.

Венецианский карнавал. Картина XVIII века

Фото: commons.wikimedia.org

И всё же визитной карточкой венецианского карнавала являются именно маски. Вместе с особенными костюмами они позволяли людям оставаться неузнанными, чтобы спокойно пренебрегать общепринятыми нормами морали. В эту неделю девичья скромность и супружеская верность считались предрассудком, как и любые сословные преграды.

Традиционным мужским костюмом для карнавала был черный широкий плащ (tabarro) в сочетании с шелковой накидкой (bauta), треугольной шляпой (tricorno) и белой маской. Женские костюмы и маски были гораздо разнообразнее. Восходят они к народному театру комедии дель арте. К классическим венецианским маскам относятся маски Баута, Венецианская дама, Коломбина, Кот, Доктор Чумы и Вольто.

Парад гондольеров. 2018 год

Фото: Global Look Press

Со временем маски приобрели в Венеции такую ​​популярность, что их стали носить даже в обычные дни, зачастую используя как для адюльтера, так и для совершения преступлений. Это побудило церковь и совет республики объявить запрет на ношение масок. Разрешалось одевать их только во время карнавала.

Захвативший в 1797 году Венецию Наполеон Бонапарт решил прекратить безобразия и запретил карнавал. Возродился он лишь в последние десятилетия ХХ века уже скорее как театральное и коммерческое явление, нежели народный праздник. Впрочем, это не мешает венецианскому карнавалу оставаться весьма ярким и значимым событием в европейской жизни и привлекать до полумиллиона туристов ежегодно.

Рио-де-Жанейро. Танцуют все!

Как же было ему не стать самым знаменитым в мире, если история самого города Рио-де-Жанейро началась с карнавала. В 1567 году португальские войска при поддержке индейцев отвоевали у французов маленькую деревушку на берегу залива Гуанабара, и празднования по поводу этой исторической победы вылились в стихийное карнавальное шествие, которое устроили индейцы в нарядах из цветных перьев. На этом месте в Рио-де-Жанейро была заложена первая улица, с которой и начал строиться город. А карнавал в феврале стал любимым развлечением его жителей в соответствии с португальской католической традицией. Это было именно религиозное шествие и начиналось оно от церквей. У индейцев и африканцев (которых вскоре стали активно завозить) в отличие от Европы не существовало праздника проводов зимы, к тому же в Бразилии в феврале разгар лета!

Карнавал в Рио-де-Жанейро. 1953 год

Фото: Getty Images/Michael Ochs Archives

В 1835 году сапожник по имени Жозе Нориега де Асеведо Паредес по прозвищу Зе-Перейра собрал группу веселых приятелей, арендовал барабаны и литавры всех размеров, и в дни почти забытого карнавала они вышли на улицу, распевая во всё горло популярные песенки под оглушительный аккомпанемент ударных инструментов. Инициатива Зе-Перейры понравилась людям и вернула карнавал на улицы города. С этого времени развитие карнавальной культуры было стремительным, причем с каждым годом праздник становился всё более массовым, а его участники всё более изобретательными. Уличные шествия стали обогащаться элементами маскарада — их участники облачались в яркие стилизованные костюмы и прятали лицо под слоем гротескного макияжа, чтобы вволю насладиться карнавальной свободой без риска быть узнанными.

К концу XIX века возникают так называемые ранчо — предвестники нынешних школ самбы. Ранчо — это группа людей в фантастических карнавальных костюмах, которые выходили на улицу с песнями и танцами, с заранее поставленным театральным действом и целым набором музыкальных инструментов — эдакое передвижное кабаре. Репертуар в основном базировался на африканском фольклоре, ведь к этому времени в Бразилии бывшие рабы составляли значительную часть населения. Со временем ранчо сливались в более многочисленные общества или школы, которые в течение всего года готовились к карнавальному шествию. Они не только ставили танцы и придумывали красочные костюмы, но и готовили роскошные повозки, на которых полуобнаженные танцоры демонстрировали свои навыки. Самая первая школа самбы была основана в квартале Эстасио в 1928 году.

На улицах Рио-де-Жанейро во время карнавала. 2017 год

Фото: Global Look Prees/Marcelo Cortes

Место проведения карнавала — а теперь парада школ самбы — менялось несколько раз. Сначала это была Авенида Сентраль, потом площадь Одиннадцатого Июня. В 1984 году на проспекте Маркиза Сапукаи по проекту знаменитого архитектора Оскара Нимейера был сооружен трехэтажный Самбадром. Длина площадки для праздничных шествий составляет 700 м, а ширина — 13, трибуны рассчитаны на 70 тыс. человек.

Так постепенно карнавал пришел к тому формату, в котором он проходит и сейчас. Начинается карнавал с того, что мэр Рио передает серебряные и золотые ключи от города королю карнавала толстому Момо. О религиозном смысле действия уже давно никто и не вспоминает, зато посмотреть на него в Рио съезжаются миллионы туристов.

 

Читайте также
Прямой эфир