Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Умер духовник патриарха Кирилла схиархимандрит Илий
Армия
Военные группировки войск «Запад» уничтожили 28 пунктов управления БПЛА ВСУ
Мир
Лавров в разговоре с Рубио призвал к прекращению применения силы против хуситов
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали переменную облачность в Москве 16 марта
Спорт
Пилот «Макларена» Норрис выиграл стартовый этап сезона «Формулы-1»
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Спорт
Овечкин побил рекорд Гретцки по голам за один календарный месяц
Мир
Практически весь штат «Голоса Америки» отправили в административный отпуск
Наука и техника
Экипаж Crew Dragon после стыковки перешел на борт МКС
Мир
В Иране заявили об отсутствии у США полномочий диктовать Тегерану внешнюю политику
Спорт
«Рейнджерс» обыграли «Коламбус» в матче регулярного чемпионата НХЛ
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Армия
Операторы FPV-дронов поразили технику и боевиков ВСУ на южнодонецком направлении
Политика
В МИД РФ заявили о поиске Макроном оправдания для участия в конфликте на Украине
Армия
Экипажи танков Т-72Б3М уничтожили замаскированные позиции и живую силу ВСУ в ЛНР
Спорт
Овечкин забил 887-й гол в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до семи шайб
Армия
Экипаж Су-34 уничтожил опорный пункт и живую силу ВСУ в курском приграничье

Две большие разницы

Эксперт в сфере образования Татьяна Клячко — о перспективах перехода вузов на онлайн-лекции вместо реальных
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Вспоминается старый анекдот: умного человека спросили, будут ли деньги при коммунизме. Умный человек долго думал, а потом ответил: «У одних будут, у других — нет». Так и с традиционными лекциями в вузах — хорошие, проблемные надо продолжать читать. А те, на которые ходит 12–15% студентов, можно переводить в онлайн-формат, можно вообще отменять.

Борьба с традиционными лекциями ведется уже не один год. Вот и на прошлой неделе появились новости о том, что вузы с базовой аккредитацией должны будут заместить значительную часть предметов онлайн-курсами. С одной стороны, действительно, какой смысл, если преподаватель пересказывает учебник, даже если он профессор. Когда книг было мало, они были дороги, то роль человека, который их читал и пересказывал, была понятна. Когда книг много, информации вагон, стоит лишь зайти в интернет, то возникает закономерный вопрос, зачем повторять учебник. Хороший лектор делает авторский курс, собирая его из многих источников, и тем самым экономит время студентов (им ведь трудно отделить зерна от плевел). Сейчас, правда, это уже большая роскошь.

Я видела в Бохумском университете (Германия) аудиторию на 1 тыс. мест, в которой профессор читал лекцию без микрофона, такой прекрасной была там акустика. В подобной аудитории лекцию читать 12–15% студентов — непростительная роскошь. И вот на примере этой аудитории видна разница лекции, которая есть отбытие повинности и для преподавателя, и для студента, от лекции, которая читается по только что полученным результатам исследований, которая ставит новые проблемы и намечает возможные пути их решения. В Бохуме на этих лекциях мест не хватает, сидят на ступеньках, стоят в проходах. И становится понятно, почему здесь отказались от микрофона — обеспечена полная свобода общения для лектора и слушателей.

Да, если студент не может поехать в Гарвард, Оксфорд или Сорбонну, то лекции их профессоров надо записать, их курсы должны быть доступны для всех университетов. И речь идет отнюдь не только и не столько о студентах. Эти лекции должны слушать преподаватели и профессора — они задают планку качества. И студент может приобщиться, может просмотреть эту лекцию несколько раз, обсудить ее со своими одногруппниками, задать вопросы своему преподавателю. Словом, тоже понять, что такое есть современное образование.

Я люблю читать лекции. Видеть глаза студентов, ощущать их реакцию. На лекции часто набредаешь на новые идеи, а заданный вопрос может очень сильно развернуть весь разговор. И если лектору интересно, то и студенты готовы включаться в обсуждение материала, спорить, участвовать. Никакая онлайн-лекция пока не создаст этого чувства сопричастности к процессу творчества. Правда, надо, чтобы это творчество происходило. А если его нет, то и записанный курс, скорее всего, останется просто довольно скучной информацией.

Мы ведь это уже проходили: по телевизору устраивали самые разные лектории, курсы читали выдающиеся ученые. Помню собственное разочарование, когда я попыталась прослушать курс по истории искусства моего хорошего приятеля. Разговаривать с ним, обсуждать что-то было сплошным праздником ума. А по телевизору он говорил умные вещи, это было полезно, но праздника не получалось. «Говорящие головы», как давно известно, слушать трудно.

Словом, есть лекция и Лекция. Первую можно перевести в онлайн — получим еще один информационный материал, который, наверное, будет всё же легче для восприятия студентами по сравнению с чтением статей. А вот второй тип в онлайн перевести невозможно. Театр вживую и театр по телевизору — это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».

Автор — руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС

Мнение автора может на совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир