Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Добирать знания

Эксперт в сфере образования Татьяна Клячко — о том, «прижилась» ли в России Болонская система
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Дискуссия о том, нужна ли России Болонская система образования, идет давно. Фактически с того момента, как было принято решение о ее внедрении в российскую практику. Аргументированные доводы тогда приводили как сторонники, так и противники перехода на двухуровневую систему образования. Не утихают эти споры и теперь. К примеру, в оптимальности Болонской системы усомнился ректор МГУ Виктор Садовничий. Глава крупнейшего вуза страны заметил, что сегодня полезнее было бы вернуться к традиционной — пяти-шестилетней системе обучения.  

И все-таки стоит ли признать, что принцип «бакалавриат-магистратура» действительно не прижился в наших реалиях? И чего больше принесла эта система за семь лет ее существования — положительного или отрицательного?

В России сегодня примерно 700 тыс. из 4,5 млн студентов учатся не менее пяти лет. Подготовка врачей занимает минимум шесть лет, а потом их ждет еще ординатура, если они хотят работать в клинике. Есть инженерные специальности, которые также надо осваивать 5–6 лет. Но в целом в современной экономике кого-то, наверное, можно учить и три-четыре года. Бакалавр, признаемся честно, — это квалифицированный исполнитель, хотя он и получил высшее образование. Не хочешь быть исполнителем, стремишься занять должность выше — иди в магистратуру.

В Германии, где так же, как и в России, был пятилетний образовательный цикл, его решили разделить на трехлетний бакалавриат и двухлетнюю магистратуру. Мой знакомый, к примеру, окончил бакалавриат по западноевропейской истории, а потом магистратуру по политологии. Когда я спросила его, чем обусловлен такой выбор, ответ был прост: и историк, и политолог занимаются аналитической работой, только поле анализа — разное. Тем самым он получил возможность изучить больше, чем мог бы в рамках одной специальности. Но это если говорить о научной карьере.

Можно порассуждать о подготовке профессиональных госслужащих. Выгодно ли для них разделять образование на две ступени?В известной бюрократией Франции чиновника никто не будет готовить пять лет. Три-четыре года, а потом надо набираться практического опыта. Другое дело, что для продвижения по службе необходимо постоянно повышать квалификацию. Не учишься дополнительно — карьерный рост заказан. И это просто нужно делать на протяжении всего трудового пути.

И у нас чиновники обязаны повышать квалификацию — раз в три года. Теоретически каждый год треть наших бюрократов должна переучиваться или доучиваться, но в жизни это делают не все. В принципе в этом у нас основная проблема — не выстроена система непрерывного профессионального образования, постоянного обновления знаний. Если же такая система построена и работает, то вопрос о том, получает ли студент базовое образование четыре или пять лет, не столь критически важен. Главное — всё время добирать новые знания.

Один из моих студентов как-то неожиданно сказал мне: социально несправедливо, что надо выбирать профессию или специальность в 17 лет. В этом возрасте, убеждал он меня, мало кто может сделать свой выбор осознанно, поэтому учиться пять-шесть лет для получения специальности, а потом переучиваться, но уже за свои деньги — не лучшее решение как для молодого человека, так и для общества. Теряется много времени, а также государственных или личных средств. Проще, когда через три-четыре года можно, образно говоря, «сменить траекторию».

Потом, если понял, что это не твое, — два года осваиваешь другую специальность. Может показаться, что получается «сплошной недоучка», но студенты так не считают. По их мнению, сейчас знания необязательно получать в аудитории, надо активно заниматься самообразованием. При этом уже и эксперименты, которые раньше надо было ставить в лаборатории, можно моделировать на компьютере. Конечно, практические навыки нужны, но сейчас плохо не со сроками обучения, а именно с практикой. Поэтому студенты уже с третьего курса ищут работу, чтобы набраться этого самого практического опыта. И он ценится работодателем.

Большинству студентов переход на двухуровневую системы высшего образования кажется рациональным, поскольку многих из них в 17 лет родители не отпустили бы учиться в вузы другого региона. А после окончания бакалавриата — поступление в магистратуру в другом городе или в столице и для родителей вполне приемлемо, и экономически можно потянуть (особенно если подрабатывать).

Если говорить об инженерной подготовке, то здесь тоже дело не только в нехватке времени обучения. Дело в приложении инженерного труда. Мониторинг трудоустройства молодежи, который уже несколько лет ведет Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС, показывает, что 43% получивших диплом инженера хотят сменить специальность — им трудно найти работу, соответствующую полученной профессии. Как правило, не устраивают заработная плата, условия и характер труда.

Словом, в высшем образовании проблем еще достаточно, но большинство из них, надо сказать, не связано со сроками обучения. Хотя вузам, несомненно, было бы проще учить пять-шесть лет, чем реализовывать программы бакалавриата и магистратуры. Ведь в таком случае высшим школам не надо набирать новых студентов в магистратуру, а затем работать с неоднородной по уровню подготовки аудиторией.

Автор — руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС

Мнение автора может на совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир