Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Захарова назвала бандитизмом угрозы ЕК в адрес Вучича из-за визита в Москву
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Трамп обвинил Байдена в проблемах в американской экономике
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

30 лет назад, осенью 1988 года, на экраны вышел фильм «Асса» — пожалуй, первое настоящее поколенческое кино, которое смотрела вся страна. Вторым таким всколыхнувшим общество фильмом в 1990-е стал «Брат» Алексея Балабанова. С тех пор вышло множество хороших картин, но подобного резонанса ни одна из них не имела. С родоначальником поколенческого тренда, режиссером «Ассы» Сергеем Соловьевым встретились «Известия».

— Премьера «Ассы» вылилась в настоящий «праздник непослушания» с участием почти всех главных авангардных художников и рок-музыкантов. Я знаю, что творилось в те дни в ДК МЭЛЗ, и слышал, что подготовка к премьере была очень непростой...

— Всё верно. Вначале мы должны были делать эту премьеру в кинотеатре «Ударник» и уже свезли туда всё, что нужно, но директор кинотеатра позвонил куда-то и услышал, что если ему дорога спокойная жизнь, то всё нужно срочно прикрыть. В тот момент первым секретарем московского обкома был Борис Ельцин. Они дозвонились до Ельцина, и тот, не разобравшись, сказал: «Да гоните вы их всех!» Директор с радостью принял эту субъективную оценку и выкинул на улицу все эти картины, которые сейчас находятся в особом хранении Русского музея. Нам удалось выйти на Горбачева, и на следующий день, к ужасу всего аппарата Союза кинематографистов, по зданию союза растеклась весть: Горбачев просит к телефону Соловьева.

Человек  с плакатом «Билетик бы» перед ДК МЭЛЗ

У ДК МЭЛЗ перед премьерой кинофильма Сергея Соловьева «Асса»

Фото: ТАСС/Александр Чумичева и Александр Шогин

Беру трубку: «Здравствуйте, Михаил Сергеевич». Он мне: «Что случилось?» Я ему всё рассказал, и он говорит: «Поезжайте по городу и ищите дома, которые находятся в федеральной собственности. Иначе этот (тут он довольно грубо отозвался о Ельцине) выкинет вас так далеко, что мы уже ничего не восстановим». Таким образом, с подачи Горбачева мы оказались в никому не нужном ДК МЭЛЗ. Список людей, которых нужно поблагодарить за то, что всё случилось, возглавляет Михаил Сергеевич Горбачев. Так что я его тайный номенклатурный сын.

«Асса» была не первым вашим фильмом о молодежи и не последним. Почему в большинстве своих картин вы так трепетно исследуете всё, что связано с молодыми?

— Мне на самом деле на тему молодежи наплевать. Честное слово, если бы со стариками что-то живое наметилось, я бы с удовольствием снял бы что-то про стариков. Просто молодежь на меня неизменно производила впечатление людей живых и настоящих. Не замученных стилем жизни и пропагандой.

— Над «Ассой» работал сценарист Сергей Ливнев, после этого ошеломительного дебюта больше ничего подобного с вами не сделавший...

— Я дружил с мамой Сергея. Он учился на операторском факультете, и мама сказала: «Как бы его пристроить. Ну оператор он, и что?» Я говорю: «Да пусть сидит, пишет». Человек он способный, но собственно к «Ассе» не имеет никакого отношения.

— Следующий фильм «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» — полностью ваш?

— Чистой воды мое сочинение.

Кадр из фильма «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви»

Кадр из фильма «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви»

Фото: youtube.com

— Атмосфера, которая была на «Черной розе», в чем-то была схожа с тем, что творилось на «Ассе»?

— Абсолютно схожа. Я вам скажу, что самое ценное в «Ассе» и «Розе» — не драматические или комические перипетии, а сила атмосферы. Она была, как сейчас говорят, отвязной. Больше ни на одной картине со мной такого не было.

— Молодые люди из «Ассы» создавали свои мир за железным занавесом. Сейчас век информации. Может ли поколение соцсетей создать что-то подобное?

— На самом деле никаким информационным событием ни «Асса», ни «Черная роза» не были. Просто каждый герой обладал индивидуальной одаренностью и талантом. Тот же Сережа Рыженко (спел все вокальные партии за исполнителя главной роли Сергея Бугаева. — «Известия») — яркая индивидуальность. Говорят: «Вашим голосом запело поколение», но Рыженко просто пел своим голосом. В этом поколении были гении и были очень ординарные фигуры, чьи имена частично уже забыты. Поэтому мерить поколенческими категориями я бы не стал.

— Судьба персонажей фильма сложилась по-разному. Цой погиб, Гребенщиков стал одним из самых влиятельных рок-героев, Дмитрий Шумилов (негр Витя) — участник группы «Вежливый отказ», Сергей Бугаев — художник, музыкант и доверенное лицо президента России. Вы удивляетесь тому, как всё повернулось?

— Ну, конечно, представить, как всё будет, я не мог. Я вообще не знал, что такое администрация президента. Чтобы даже просто рассчитывать на такого рода лестницу, нужно было как минимум понимать, что это такое.

— Вам было страшно браться за «Ассу-2» и не обидно ли, что такого шума вокруг нее не было и в помине?

— Совершенно нет. Единственное, чего я не мог предположить, так это неожиданного развития сюжета. «Асса-2» существует не сама по себе, а как часть трилогии: «Асса», «Асса-2» и «Анна Каренина». И «Анна Каренина» является существенной частью этого дела. Казалось бы, дикость, но на самом деле всё очень даже логично.

Кадр из фильма «2-Асса-2»

Кадр из фильма «2-Асса-2»

Фото: Линия Кино

А насчет шума... Было бы бессмысленно и глупо рассчитывать на что-то подобное и создавать искусственный ажиотаж, да я и не хотел ничего подобного. Кому фильм был интересен — пошли и посмотрели.

Вообще я считаю, несмотря на всю популярность «Асса» не может считаться модным фильмом. Что такое модный фильм? Это значит, там показывают то, что сейчас в моде. А дальше совершенно естественный процесс: как вошло в моду, так должно из нее выйти. Так что «Асса» и «Асса-2» — немодные вещи.

— В свое время вы собирались снимать «стереокино» по пьесе «Дредноуты» Евгения Гришковца. Этот замысел пока не реализован. А много ли у вас неосуществленных  проектов?

— Большая часть. Я сейчас хочу издать о них книжку. Например, вспомнить нашу с Геной Шпаликовым работу «Все наши дни рождения». Есть у меня абсолютно непонятная история о том, как мне не дали снять картину о Тургеневе. Сейчас год 200-летия со дня рождения Тургенева, у нас же нет ни одной картины...

Это такая советская традиция к юбилею: век не пей, два не пей, а под супчик выпей. Здесь же ясный был «под супчик». Причем в картине очень хотела сыграть Фанни Ардан. Вот сценарий остался, и смею думать, что неплохой сценарий. Во всяком случае, я его хочу издать.

— Вам довелось работать с великими людьми, а какие встречи вы вспоминаете с особым чувством?

— У меня есть записная книжка, в которой зафиксированы мои встречи с людьми, связанными с кино. Я помню, у меня была премьера фильма «Чужая белая и рябой» в Алма-Ате. Я тогда уже «обалмаатачился», жил не в гостинице, а в трехкомнатной квартире, которую мне снимала студия. Внизу шумел арык, я к его шуму привык, как к родному. Мы уже набрали казахскую мастерскую, и на премьеру Рашид Нугманов привел Александра Башлачева. Премьера заключалась в том, что мы у меня дома всю ночь до шести утра слушали Башлачева. Кстати, Сергей Бондарчук, который ко мне относился очень хорошо, любовно, когда упоминал эту картину, называл ее «Косая сирая и хромой». Я до сих пор не могу ее по-другому называть.

Кадр из фильма «Чужая белая и рябой»

Кадр из фильма «Чужая белая и рябой»

Фото: youtube.com

— Вы готовы к любой творческой провокации. Если бы не кинорежиссура, то чем бы вы занимались?

— Не знаю. Например, театральная режиссура и атмосфера театра мне нравится значительно больше, чем кино. Но там вся эта моя авантюрная жила не могла бы реализоваться. Я бы, может быть, был счастливейшим, таким изящным, каким-то элитным театральным режиссером. Да вот только этого авантюрного безумия кино, общего драйва там не достичь. Все мои безумные сюжеты формируются как следствие любви к профессии и понимания ее сущности.

— Вы ездили по всему миру, жили в разных уголках планеты, но выбрали Москву. Любите этого город?

— Конечно! Я живу здесь больше 50 лет. Это даже не родство, а семейная близость. Москва — это моя семья. Это как у Тютчева — «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет». При этом у меня питерское самосознание, питерская школа, питерское воспитание, всё питерское. Поэтому я абсолютный и совершеннейший кентавр.

Справка «Известий»

Сергей Соловьев в 1969 году окончил режиссерский факультет ВГИКа.

С 1987 года — руководитель объединения «Круг» при «Мосфильме». Председатель Союза кинематографистов России (1994–1997). Профессор ВГИКа. Среди фильмов Сергея Соловьева — удостоенные международных наград «Станционный смотритель», «Спасатель», «Наследница по прямой» и др. Народный артист России.

 

 

Читайте также
Прямой эфир