Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госрасходы во втором сроке Трампа выросли на $154 млрд
Политика
В Госдуме назвали глупым решением санкции США в отношении «Аэрофлота»
Мир
Полиция Одессы сообщила о взрыве в жилом доме города
Политика
Песков сообщил о возможности разговора Путина с Трампом по итогам встречи с Уиткоффом
Армия
Дюмин сообщил о стабильной ситуации и положительной динамике в зоне СВО
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Мир
Трамп допустил возможность введения для некоторых стран исключений из пошлин
Общество
В ДНР прибыл гуманитарный груз из Ливана
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Мир
NYT сообщила об отсутствии гарантий безопасности Украине в проекте сделки с США
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
Средства ПВО уничтожили 13 украинских БПЛА над Ростовской и Курской областями
Мир
Самолет спецпосланника Трампа Уиткоффа вылетел из Пулково
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Автор многосерийных драм о российской истории режиссер Николай Досталь приступает к работе над фильмом под рабочим названием «Тайна» — о тайне Александра I, который, возможно, жил до преклонных лет в Сибири под именем старца Федора Кузьмича. О новой картине, соотношении вымысла и правды в историческом кино и о том, почему режиссеры уходят с большого экрана на телевидение, народный артист России рассказал обозревателю «Известий».

— Уже известно, когда стартуете и где будете снимать новую картину?

— В сентябре должны начать подготовительный период, в январе начнем снимать. Готовность планируем в конце будущего года. Действие происходит в Томске и Санкт-Петербурге в 1854 году. Снимать будем еще не знаю где. В Томске вряд ли — там нет ни техники, ни возможностей. Может быть, в Кириллове (город в Вологодской области. — «Известия»), где я снимал «Раскол» и «Монах и бес». В Москве поищем интерьеры, в Петербурге, в Архангельской области, где есть музей деревянного зодчества. Натура еще не выбрана.

Кадр фильма «Монах и бес»

Фото: Наше Кино

— А артисты?

— Артисты выбраны, но говорить о них пока рано — не все еще читали сценарий. Картина необычная. В ней герой даже не Александр I, он же предположительно Федор Кузьмич. Главный герой — дознаватель Канищев Петр Акимович, которого Николай I посылает в Томск с тайным заданием — узнать, он или не он. «Доложить только мне лично, никому больше», — говорит Николай I в начале картины. На этом строится вся интрига с детективной составляющей. Там все есть: и убийства, и покушения. В восьми сериях. Больше я вам сказать не могу.

— Монархи в картине будут?

— Только Николай I.

— И никаких флешбэков с Александром?

— Флешбэки есть, но по другому поводу. Николая I сыграет Никита Тарасов, который играл его же в «Монахе и бесе». Очень похож и по росту, и по лицу, только должен быть лет на 20 постарше. Лучше него я Николая I не представляю.

Никита Тарасов в фильме «Монах и бес»

Фото: Наше Кино

— Вы как-то процитировали Альберта Швейцера: «Мой взгляд на мир пессимистичен, но моя вера оптимистична». Иногда после фильмов совсем молодых кинематографистов выходишь на улицу и думаешь: «Мир такой светлый, почему же у них все беспросветно?».

— Я не знаю. Мне кажется, что свет в конце тоннеля должен быть, но навязывать его каждому автору, режиссеру, сценаристу не буду. В моем кино, я считаю, он есть. Не во всех картинах, но там, где это возможно и нужно.

— В июле вы председательствовали на фестивале нового российского кино «Горькийfest». Жюри под вашим началом присудило Гран-при картине Алексея Федорченко «Война Анны», действие которой происходит во время Великой Отечественной войны. Оценили свет?

— Да, это было единогласное решение — отдать Гран-при этому фильму. Картина о войне, о Победе и о любви. Любви ребенка к своей стране. Там потрясающий финал — это и есть свет в конце тоннеля. Не буду рассказывать, что и как. Хочу, чтобы люди обязательно посмотрели этот фильм.

— Вы сняли «Штрафбат» по сценарию Эдуарда Володарского — один из самых мощных отечественных фильмов о войне. Картина спровоцировала бурную дискуссию о соотношении исторической правды и художественного вымысла в военном кино. Чего все-таки в нем должно быть больше?

— На «Штрафбат» я не сразу согласился. Прочитал несколько серий, потом прочитал весь сценарий, потом взял кое-какую литературу, уставы воинской службы и сказал Володарскому: «Эдик, тут много расхождений с твоим сценарием». На что он мне хорошо сказал: «Коля, гладко было на бумаге, да забыли про овраги». В те самые тяжелые месяцы войны было столько отклонений от устава… У нас персонаж говорит: «Штрафников не назначают комбатами, а где я возьму других?» Всё это было. Эдик узнал, что был священник из Курской области, который воевал в штрафбате. Правда, он не был с крестом на пузе — мы, чтобы персонаж обозначить, чуть-чуть прибавили, но он воевал.

Когда мы показали фильм одному штрафнику (его уже нет в живых), он сказал: «На вас будут нападать по мелочам: там не по уставу, тут не по уставу. Вы не соврали в главном: штрафники тоже вложили кирпичик, и не один, в этот огромный фундамент под названием «Победа». И за это вам низкий поклон от бывшего штрафника». Это для нас была самая важная оценка.

Кадр фильма «Штрафбат»

Фото: youtube.com

А что касается вымысла и правды… Я снял в свое время документальную картину «XX век. Взгляд на власть» (фильм по сценарию Андрея Черкизова, 1999 год. — «Известия»), текст читал Алексей Владимирович Баталов. На озвучании он мне говорил: «Кто знает, будут ли лет через 100 смотреть наши игровые картины, а вот эта картина, может, где-нибудь в библиотеке на полочке будет стоять, и кто-нибудь скажет: «Ну-ка, что там было у наших прапрадедушек в XX веке?» Возьмут и посмотрят». Мне было это приятно слышать. Этот фильм — документ, а «Штрафбат» — художественное кино.

— Больше вы о войне не снимали. Исчерпана тема?

— О войне есть одна великая книга, недочитанная, непрочитанная — «Проклятые и убитые» Виктора Астафьева. Если бы мне дали возможность и деньги снять эту картину, я бы, наверное, взялся. По крайней мере, был бы рад, если бы кто-то снял. Если снять фильм так, как книга написана, тему Великой Отечественной войны в кино можно считать практически закрытой. Там всё о войне и всё — о предвоенной истории.

Есть еще одна книга — «Генерал и его армия» Георгия Владимова. «Проклятые и убитые» — взгляд из окопа, а у Владимова — взгляд из Генштаба. Экранизировать два этих романа о войне было бы мощно: правда героя-генерала и правда рядового солдата. Мне одному это не осилить, но у нас много молодых талантливых режиссеров, которые могли бы взяться за такие серьезные работы.

— После «Штрафбата» в соцсетях писали: «Спасибо за фильм, который учит Родину любить».

— Я считаю, так и есть.

— Может ли существовать патриотизм как идеология?

— На мой взгляд, не может. Если человек родился и вырос в России, он не может не быть ее патриотом. Но об этом нельзя заявлять повсеместно… Мы же не кричим на площадях: «Я люблю свою мать!» Так почему надо кричать: «Я люблю свою Родину»? Как можно ее не любить?

У меня нет ни другого гражданства, ни запасной страны. Где родился, там и пригодился. Патриотизм — это чувство Родины, чувство своего крылечка, он генетически заложен в ребенке, в юноше — как любовь к матери, отцу, своему дому, городу. Зачем его афишировать? Патриотизм внутри — в сердце, воспитании. Он в корнях — от родителей, дедов, знания своей истории.

— Сегодня под запретом нецензурная лексика, не приветствуется курение в кадре. Но эти явления были и есть в нашей жизни. Можно ли обойтись без них создателю реалистического кино?

— Когда война на экране, курение должно быть. Цигарочку закурил — без этого не жить на фронте. Важно самому режиссеру знать, когда это уместно. Когда можно в кадре выпивать, а когда нет. Иногда я вижу в современных фильмах, что неуместно в этой сцене ни пить, ни курить, но всё равно выпивают, курят.

Без нецензурной лексики в большинстве случаев обойтись можно и надо это делать, но когда опять-таки война или тюрьма в кадре, трудно без нее обойтись. Тогда необходимо писать «18+» и снимать кино, убедительное по своей правде. Это зависит от каждого персонажа, от сценария, от драматургии. Тут трудно каноны выписать.

— Вы снимаете и кино, и сериалы. По художественной ценности лучшая сериальная продукция уже сравнялась с кино и даже превзошла его. Это напрямую связано с тем, что режиссеры вашего уровня серьезно ею занимаются?

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Не могу говорить о своем уровне, но действительно всё больше снимают для телевидения режиссеры, которые пришли из большого кино, у которых уже есть хорошие кинофильмы. В кино они не могут найти деньги, а на телевидении могут, и стараются там снять серьезную работу, будь то «Идиот», «Ликвидация», «Бесы» или что-то еще. Я это приветствую. Кому-то может нравиться или не нравиться, но это более качественная телепродукция, чем какое-то «мыло».

Я снимаю многосерийные фильмы как кино. Мой первый телефильм «Гражданин начальник» был ближе к сериалам, а вот уже «Штрафбат», «Раскол», «Завещание Ленина», хотя и делались для телевидения, уже были многосерийным кино. Другое дело — условия съемки: телевизионные фильмы надо быстрее снимать, это иной ритм, но для меня это именно кино, а не способ не выпасть из профессии.

— Возможно, помимо материальной стороны, это еще потребность высказаться более объемно? Трудно представить себе «Раскол» в одной серии.

— Есть произведения, которые невозможно изложить в одной серии. «Тихий Дон», например, Герасимов снял в трех. Я не берусь за экранизацию классики. На телевидении я делаю работы с оригинальной драматургической основой.

Самые богатые кино- и телепродюсеры — это Первый канал, «Россия». Они вкладывают и в телевидение, и в кино, правда, последнее время в основном в кино о спорте и космосе. Через Минкультуры и Фонд кино ты получаешь на фильм меньше 50% нужного бюджета. Дальше ищи сам. А кто из инвесторов даст деньги, не зная, когда их вернут и можно ли их вообще вернуть? Это меценатство, а сейчас нет Морозовых и Мамонтовых, которые вкладывают большие деньги и забывают про них, считая главным, чтобы произведение появилось на сцене, на экране.

— Закон о меценатстве вам поможет?

— Естественно, помог бы, но нет пока такого закона. Будет ли он работать, зависит и от богатых людей, которые понимают, что, возможно, стоит вложиться не только в баскетбольный или футбольный клуб, но и в искусство — кино, например. Кино — продукт дорогостоящий. Театральную постановку сделать, книгу напечатать — здесь спонсора найти можно, а в кино нужны большие спонсорские деньги, чтобы помощь ощутимой была.

— Актеры, которых вы снимаете, быстро становятся востребованными. Владеете особым селекционным даром?

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— А с чего начинается режиссер? Правильный выбор сценария, потом точный выбор актера. Это не дар, а профессиональный навык, чутье, которое должно присутствовать. Кастинг — очень важный момент. Иногда еще читая сценарий, я вижу актеров, которых мне хотелось бы снимать, но так происходит не всегда.

Когда речь идет о молодых героях, актеров надо искать, прокачивать, прощупывать. Когда персонажу 35–40 лет, вряд ли стоит искать, потому что если актер в 40 лет неизвестен, вряд ли он может стать известным. Такие случаи были со Смоктуновским, Жженовым, которые приехали из провинции состоявшимися личностями, взрослыми мужчинами. В наше время, наверное, такого нет.

А молодежь у нас хорошая. В программе «Горькийfest» я увидел много хороших артистов — девушек, парней, — особенно в короткометражных фильмах.

— Взяли себе на заметку?

— Конечно. Актеры есть. Может быть, их слишком много в школах выпускают и далеко не все находят свой путь в театре или кино, что печально. Но тут надо штучно выбирать абитуриентов…

Справка «Известий»

Николай Досталь окончил факультет журналистики МГУ, затем Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Г. Данелия).

В кино дебютировал лентой «Ожидаются похолодание и снег» (1981). В фильмографии режиссера — около двух десятков картин, в том числе «Шура и Просвирняк», «Облако-рай», «Мелкий бес», «Петя по дороге в Царствие Небесное», «Монах и бес». Народный артист РФ. Обладатель премий «Золотой орел», «Ника», ТЭФИ, «Золотой Георгий».

Читайте также
Прямой эфир