«15 млн школьников должны почувствовать себя успешными людьми»
Как нужно менять материалы для ЕГЭ, почему школьникам необходимы не просто знания, а развитие критического мышления, креативность, коммуникация и кооперация, а также для чего требуется объединить дополнительное и общее образование? В преддверии открытия III Международного образовательного форума в «Артеке» глава МДЦ «Артек» Алексей Каспржак ответил на эти и другие вопросы «Известий».
— Почему вопросы будущего системы образования планируют обсуждать именно в «Артеке»?
— «Артек» стал экспериментальной площадкой — местом возможностей. В России система образования к своему консерватизму относится, как к величайшей ценности. И это хорошо, что отрасль нельзя развернуть на 180 градусов за один день. Но это не должно означать, что не нужно смотреть на себя со стороны.
Примерно до 30% времени артековцы находятся не в традиционной сетке часов, классов и уроков. По итогам смены мы мониторим впечатления детей. Помните картину Моне «Впечатление от восхода солнца»? Мы стали такими образовательными импрессионистами в каком-то смысле.
Странными, неклассическими действиями создаем у ребенка впечатление, что учебная деятельность может быть интересна. Мне кажется, что это достижение, потому что потеря эмоционального настроя, который называется мотивацией, для образования — кошмар.
— Что, на ваш взгляд, стоило бы изменить в системе образования?
— Может быть, это слишком идеалистический разговор, но мы теряем ценность ребенка. Мы построили в школьные шеренги 15 млн детей и ведем ровным строем. Большинство из них не испытывают от этого удовольствия. В итоге получаем студентов, с которыми потом сложно работать в институте. Да и ладно, но на рынке труда им точно будет тяжело.
Можно провести исследование, сколько детей с радостью идут в школу. Думаю, что к 11-му классу — это единицы. Стоит задуматься, мы кого хотим породить. Исполнителя, который идет на работу без желания, или свободного человека, который сделал свой выбор и занимается творчеством?
Можно много красивых слов говорить, но мне бы хотелось, чтобы люди занимались любимым делом, тогда они будут делать это эффективно. У нас сейчас аксиома — должен. А школьник никому ничего не должен.
— То есть сейчас главная цель образовательной системы — восполнить утрату мотивации?
— Мотивация — это движущий инструмент в образовании. Если ты поймал эмоцию, ты можешь ее нагрузить знаниями, как поезд — вагонами. Сейчас мы учим детей традиционным способом. А если это делать с помощью эмоций, то получим колоссальный эффект. Только надо найти такие сценарии, где рождаются эмоции.
— К вам приезжал начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков. Что его заинтересовало?
— Его интересовала тема образа будущего, методов работы с детьми и молодежью, которые помогут в это будущее прийти. В том числе мы обсуждали «Тавриду», которую можно сделать круглогодичной площадкой по образу и подобию «Артека». Их можно объединить содержательно. Сегодня артековец – завтра участник «Тавриды».
— Тема форума — «Столица будущего». А каким оно видится вам?
— Не нужно быть футурологом, чтобы уж сейчас понимать, что ряд функций, которые сегодня занимают достаточно много времени в любой профессии, будут заменены. Зачем что-то помнить, если есть «Яндекс», Google и Big Data. Зачем выполнять задачи, которые человеком уже делегированы машинам?
Возможно, регулярный труд как таковой для многих людей на планете через некоторое время перестанет быть актуальным в том виде, в котором существует сейчас.
В этом году в форуме будут участвовать 3,5 тыс. детей из более чем 60 регионов России.
— На что стоит ориентироваться школьникам в выборе профессий?
— Ребенка нельзя готовить к профессии — они очень быстро меняются. Он должен попробовать разные роли в жизни. Если ребенок станет заниматься нелюбимым делом — процент эффективности, заложенный в нем, не будет реализован. А найти это место он должен самостоятельно, потому что удовольствие получаешь не тогда, когда тебе дали, а когда достигаешь сам.
Книга текущей смены в Артеке — «Алиса в Стране чудес»: «Время очень не любит, когда его убивают». Удерживать ребенка в среде, не адекватной будущему, для него опасно. В этом случае мы произведем большое число недовольных собой людей. Они будут чувствовать дискомфорт, а к риску отнесутся с интересом.
— Что нужно сделать, чтобы помочь ребенку?
— Есть несколько базовых вещей. Один из примеров — контрольно-измерительные материалы (КИМ) для ЕГЭ частично не соответствуют новому образовательному стандарту. Прогрессивные люди в образовании говорят о компетенциях, метапредметности, а это никак не проверяется.
Есть четыре «К» — измерение критического мышления, креативность, коммуникация и кооперация. Мне симпатичен сегодняшний образовательный стандарт, потому что он имеет достаточное количество свободы, но с ним нужно уметь работать, нужно создать соответствующие ему КИМы, чтобы не вводить в заблуждение родителей и детей.
Есть также вещи, которые связаны с практикой. Например, как стереть границы между общим и дополнительным образованием. Родитель сегодня выполняет функцию, которую должна выполнять образовательная система. Он выстраивает график — совмещает школу с музыкальной школой, спортом, выполнением уроков, с расписанием и пробками.
Почему этим не занимается образовательная система? Что важнее для ребенка в определенном возрасте — музыка или математика? У меня нет ответа на этот вопрос. Потому что все дети разные. Исходя из идеологии центризма, того, что ребенок во главе угла, мы должны понять, как скоординировать деятельность этих систем. Желательно как минимум их подчинить одному ведомству. Чтобы взрослые начали договариваться, как быть удобным ребенку, а не ребенку пытаться встроиться в эти жернова.
В последнее время Москва частично начала создавать комплексы, в которые входят не только школы, но и интегрируется дополнительное образование.
— Какие важные вопросы будут обсуждаться на форуме?
— Например, для каких целей мы строим сегодня школу. А также, кому какая школа подходит. И должны ли школы быть одинаковыми или разными? Как минимум в них должны быть очень разные программы, потому что дети все очень разные.
У меня пятеро детей, они по-разному двигаются в учебном материале. Можно всех усреднить. Но тогда я буду должен своих детей разделить: «Ты хороший, а ты плохой». А я говорю, что каждый из них хороший. Значит, я должен подобрать программу, которая решает разные задачи.
Если у нас олимпийское движение продолжается, и мы из 15 млн выбираем 600 человек, которых отправим в «Сириус», это одна задача. А есть вторая задача: все 15 млн школьников должны почувствовать себя успешными людьми.
Сегодня настал момент, когда мы понимаем, что нас очень мало. Поэтому у нас наконец-то растет ценность каждого человека, не только чемпионов, а всех. Иначе такое маленькое число людей на такой большой территории не выдержит конкуренции. Человек сегодня становится самым важным ресурсом. И значит, образование меняется, сейчас нужно, чтобы все были включены, и это принципиально новая задача для образовательной системы. Раньше было много-много школ, и несколько школ для самых умных. А сейчас надо делать так, чтобы в каждой школе технология работала на каждого ребенка.
— От кого зависит подход к системе образования — от чиновников, педагогов, гражданского общества?
— Все зависит от людей, от их понимания. Эта тема должна вызреть в обществе. Процент родителей, которые серьезно продумывают график жизни своих детей, связанный со школой, допобразованием, спортом, очень невелик.
Мне кажется, что обстоятельства заставят нас изменить образовательную технологию. Вопрос — рано или поздно. Системы образования в мире находятся примерно в одинаковом положении. Человек, все человеческое точно станет главным конкурентным преимуществом экономики, потому что машины будут одинаковые, стоить они будут дешево. Экономика меняется. Средства производства обесцениваются, а ценность человека увеличивается. Давайте попытаемся увеличить долю ВВП нашей страны в мировой экономике с помощью человеческого капитала. Это реальная борьба.