Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили восемь БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Экс-президенту Южной Кореи предъявлено обвинение в злоупотреблении властью
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ

Право народа

Политолог Денис Денисов — о проблемах и перспективах организации референдума в Донбассе
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Встреча президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки не стала определяющей для урегулирования конфликта в Донбассе, но в то же время способствовала введению в публичный дискурс новой инициативы по его разрешению.

Сейчас сложно сказать, что вопрос относительно проведения нового референдума в донбасских республиках уже оформлен и имеет завершенный вид, скорее, это только первый этап введения подобного механизма для обсуждения экспертным сообществом, на основании которого уместно будет предлагать конкретные форматы и смысловое наполнение данного процесса.

Примечательно, что, после того как информационное агентство Bloomberg обнародовало инсайдерскую информацию, что на встрече президентов России и США обсуждался вопрос возможного референдума, сразу же развернулась очень оживленная дискуссия. Причем большинство критиков идеи подобного референдума даже не дождались подтверждения того, что эта тема действительно поднималась российским и американским лидерами.

Закономерно, что информацию о референдуме первыми прокомментировали представители МИД Украины и Госдепартамента США. В этих комментариях идея была категорически отвергнута и было заявлено о нелегитимности подобного механизма в нынешних условиях. Такая позиция США и Украины была вполне предсказуема, так как в этих государствах знают реальную точку зрения населения ДНР и ЛНР по большинству ключевых вопросов, которые можно вынести на референдум, и эта точка зрения явно противоречит стратегии США и Украины в отношении ситуации в Донбассе. Фактически же позиция Вашингтона и Киева лишний раз демонстрирует, что наши партнеры по урегулированию просто отказывают жителям донбасских республик в праве голоса и, как следствие, — в выборе своего будущего.

Напомним, что в 2014 году в ДНР и ЛНР уже проходили референдумы, на которых гражданам, проживающим в границах республик, предлагалось ответить на один вопрос: «Поддерживаете ли Вы акт о государственной самостоятельности Донецкой /Луганской Народной Республики?». В результате большинство жителей ДНР и ЛНР поддержали отделение от Украины. В ДНР 89,09% граждан одобрили акт о государственной самостоятельности, а в ЛНР этот показатель составил 96,2%.

В демократических практиках референдум как инструмент правотворчества народа признается важнейшим институтом прямой демократии. Однако, как показывает опыт последних десятилетий, признание или непризнание референдумов в различных регионах мира напрямую зависит от международной конъюнктуры и позиции ведущих стран мира.

Так, референдум на территориях современных ДНР и ЛНР не был признан США, ЕС, Украиной и многими другими странами. В то же время результаты референдума в сербском крае Косово и Метохия проведенного в нарушение конституции Югославии (1991 год, был признан только Албанией, но послужил отправной точкой) стали основанием провозглашения акта о независимости Косово, который Запад активно поддержал.

В настоящий момент в международном праве отсутствует единый подход к легитимности или нелегитимности референдумов, а также к форматам и условиям их проведения. С другой стороны, такая ситуация не может использоваться для тотального отказа от применения подобных механизмов, так как напрямую противоречит принципу права народов на самоопределение.

Возвращаясь к информации относительно возможного обсуждения вопроса о проведении нового референдума в Донбассе, предварительный итог подвел президент России Владимир Путин, заявив: «Я пока воздержусь от комментариев. Это очень тонкая и чувствительная сфера». Также он добавил, что вопрос референдума требует дополнительного изучения и проработки.

Вместе с тем уместно рассмотреть различные форматы возможного референдума и попробовать предположить, как могут ответить жители донбасских республик на различные вопросы.

Для того чтобы обеспечить максимальную легитимность референдумов, вполне допустимо привлечь представителей ОБСЕ и ООН для разработки компромиссного варианта правового обеспечения голосования. Следует сразу сказать, что на основании украинского законодательства провести референдум в ДНР и ЛНР невозможно, так как в настоящий момент существует только закон Украины «О всеукраинском референдуме».

Организаторами и операторами референдумов в ДНР и ЛНР в настоящий момент могут выступать исключительно ЦИК донбасских республик, имеющие опыт проведения референдумов и выборов. Представители ООН и ОБСЕ могут оказывать консультационную поддержку и впоследствии выступать в роли наблюдателей за процессом голосования.

Рассматривая различные варианты возможных вопросов на референдумах в донбасских республиках, можно выделить наиболее актуальные в данный момент. Например, «Хотели бы вы, чтобы ДНР и ЛНР вернулись в состав Украины на правах широкой автономии?». При такой постановке вопроса вероятным результатом будет: «за» — порядка 10–15%, «против» — 85–90%. На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ДНР и ЛНР продолжили развиваться как независимые государства?» ориентировочные ответы могут быть следующими: «за» — 65–70%, «против» — 30–35%. При формулировке: «Какой из трех вариантов Вам кажется оптимальным для развития ДНР и ЛНР? а) Возвращение в состав Украины; б) Развитие самостоятельного государства; в) Присоединение к Российской Федерации» наиболее вероятным видится следующий результат: вариант «а» — 3–5%, вариант «б» — 10–15%, вариант «в» — 80–87%.

Скорее всего, вопрос о новых референдумах в донбасских республиках станет на ближайшее время одним из наиболее обсуждаемых и перспективных, так как именно через такой механизм можно соблюсти основные права и свободы граждан ДНР и ЛНР, ведь именно они должны определить, какое будущее они хотят построить.

Автор — директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир