Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Саммит компромиссов

Политолог Денис Денисов — о том, стоит ли ждать прогресса в Донбассе по итогам встречи лидеров России и США
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Планета замерла в ожидании встречи президентов России и США 16 июля в Хельсинки. Очевидно, что результаты переговоров могут изменить всю конфигурацию современного миропорядка. Причем это может произойти как в случае конкретных договоренностей по решению ключевых проблем, так и в случае если стороны не найдут взаимопонимания.

Приход к власти в США Дональда Трампа в России был воспринят как шанс для выстраивания двусторонних отношений на принципиально новых основах и принципах. Однако эйфория предвкушения прорыва в российско-американском диалоге очень быстро сменилась разочарованием действиями госдепартамента, сената и конгресса США. Главный парадокс в том, что это не помешало Трампу продолжать надеяться на возможность установления личных отношений с Владимиром Путиным.

В этом заложены как большая надежда, так и значительный риск. Надежда — потому что именно эти два лидера в случае взаимопонимания могут разрешить любой конфликт на планете и при синхронизации позиций вывести мировое сообщество на новую платформу сотрудничества. Риск связан в первую очередь с тем, что в случае отсутствия доверительных и конструктивных отношений глобальный уровень конфликтогенности значительно увеличится, а значит, могут возникнуть новые горячие точки при продолжении существующих конфликтов, в том числе и в Донбассе.

Безусловно, тема, связанная с украинским конфликтом, станет одной из ключевых на переговорах. И возможные решения, которые примут на встрече Путин и Трамп, будут иметь гораздо большее значение, чем результаты переговоров в «нормандском формате» или в рамках трехсторонней контактной группы.

Одной из ключевых тем переговоров, касающихся Донбасса, скорее всего, станет проблема присутствия контингента ООН в зоне конфликта. Пока существует единственное предложение о таком контингенте. Оно содержится в проекте резолюции, направленном Россией в сентябре прошлого года в Совет Безопасности ООН. Есть надежда, что к встрече Трампа и Путина американская сторона предоставит свои предложения по этому вопросу. Россия ожидает их с момента последней встречи помощника президента России Владислава Суркова и спецпредставителя Госдепа США по вопросам Украины Курта Волкера. И, конечно, окажись предложения американской стороны повторением тезисов украинских властей о первоочередности контингента ООН на границе России и донбасских республик, разоружении представителей ДНР и ЛНР, прогресса по этой теме ожидать будет сложно.

До знаменательной встречи остается еще почти две недели, но уже сейчас можно рассмотреть различные варианты ее итогов для судьбы Донбасса.

Первый вариант подразумевает результат переговоров с «нулевой суммой». То есть и Россия, и США остаются на прежних позициях. Сохраняется острая официальная риторика. Санкционная политика не меняется. США «мягко» контролируют ситуацию на Украине вплоть до президентских выборов, делая ставку на кандидата, имеющего возможность более конструктивно подходить к проблеме разрешения конфликта. Официальные спичрайтеры Вашингтона продолжают настаивать на выполнении Россией «Минских соглашений» (хотя, как известно, Россия выступает в роли гаранта этих договоренностей). За республиками Донбасса не признается субъектность, и, как следствие, американские партнеры продолжают игнорировать возможность прямых переговоров между Донецком и Луганском с одной стороны и Киевом — с другой.

В рамках второго варианта стороны находят приемлемый компромисс. На официальном уровне минимизируется конфликтная риторика (хотя в случае с некоторыми представителями конгресса и сената США это будет непросто). Начинается проработка вариантов по смягчению и постепенной отмене санкций. Обе стороны соглашаются с необходимостью изменения политической элиты Украины, и начинается поиск путей разрешения кризиса. В то же время вопрос относительно прямых переговоров откладывается до президентских выборов на Украине. Российская сторона соглашается на изменение своей резолюции о контингенте ООН с учетом некоторых американских предложений. Американская сторона начинает более критично относиться к действиям Киева и по крайней мере на неформальном уровне доводит до украинских коллег неприятие обострения конфликта.

Третий вариант предполагает, что американские партнеры принимают большинство ключевых позиций России относительно конфликта в Донбассе и по Украине в целом, в рамках аналогичного компромисса по другим проблемным вопросам со стороны РФ. Конфронтационная риторика резко снижается, начинается процесс отмены санкций. В краткосрочной перспективе США оказывают жесткое давление на руководство Украины с целью интенсификации выполнения Минских соглашений, активизации работы в трехсторонней контактной группе. До украинского главы доводится категорическое неприятие любых провокаций на линии соприкосновения и, как следствие, устанавливается длительное перемирие. Постепенно доводится безальтернативность прямых переговоров с республиками Донбасса.

Все три варианта развития событий магистральные. Естественно, что в их рамках, могут быть тактические изменения. Но именно в настоящий момент существует надежда, что американская сторона продемонстрирует свою договороспособность. Будучи бизнесменом до мозга костей, Трамп наверняка захочет продемонстрировать свое умение эффективно решать самые сложные общемировые проблемы, а значит, будет готов к компромиссу и диалогу. 
 

Автор — директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир