Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На завершившемся в Ессентуках открытом кинофестивале популярных жанров «Хрустальный источник» почетного приза «За высокое служение искусству» удостоена Светлана Немоляева. О тонкостях актерского мастерства и счастье признания народная артистка РСФСР рассказала корреспонденту «Известий».

— Многие региональные города сейчас стремятся завести свои кинофестивали. На ваш взгляд, это интересно зрителям?

— Судя по тому, что на красную дорожку пришло около 10 тыс. зрителей, интерес к нашему кино огромный. Дорожка была 500 с лишним метров, и на протяжении всего пути я шла через волну искреннего восторга. Невероятно. На меня это так подействовало, что я не могла сдержать слез. У меня слезы очень близко, я всегда эмоционально реагирую, но здесь кто угодно бы растрогался — почти каждый из пришедших хотел подержать меня за руку, сказать теплые слова…

Мне кажется, людям очень нужны такие встречи с кинематографистами. Нельзя, чтобы наше кино опиралось только на вкусы тинейджеров, которые смотрят блокбастеры и страшилки. Они потом вырастают, и им уже хочется смотреть серьезные умные фильмы, где есть психология и философия. В блокбастерах же не хватает души. Поэтому рождение каждого нового фестиваля российского кино — знаковое событие.

Президент фестиваля, актер Эвклид Кюрдзидис и актриса Светлана Немоляева на вечере в рамках кинофестиваля «Хрустальный ИсточникЪ» в Ессентуках

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Вы любите путешествовать, встречаться со зрителями из разных городов?

— Люблю. Причем не только по работе. Мы с Сашей (супруг Светланы Немоляевой народный артист РСФСР Александр Лазарев, 1938–2011. — «Известия») всю свою жизнь, с молодости, сразу как поженились, путешествовали. Во-первых, мы очень любили с ним гулять, во-вторых, вся наша жизнь — гастрольная. В Советском Союзе у каждого серьезного театра были обязательные гастроли по два месяца.

Мы были молодыми, были силы и здоровье, чем заняться до спектакля? Прогулки, экскурсии, музеи. Саша и я любили это одинаково. Саша был любознательным, его отец с юности приучил к посещению музеев. Благодаря Саше я посетила музеи всех городов, где побывала. В каждом городе мы с ним первым делом шли в музеи. Это вошло у меня в привычку, без этого мне путешествовать скучно.

— В этом году на ММКФ и «Кинотавре» были представлены два фильма с вашим участием: «Мешок без дна» Рустама Хамдамова и «Ван Гоги» Сергея Ливнева. Как вам работалось на этих проектах?

— С «Мешком без дна» была особая история, не то что мне позвонил ассистент режиссера, предложил сценарий и позвал на пробы. Мы с Рустамом знакомы с 1980-х годов. Я снималась у него в небольшом эпизоде в «Анне Карамазофф», потом озвучивала французскую актрису Жанну Моро, игравшую главную роль. Мы с ним сблизились и даже не потому, что часто встречаемся и дружим домами. Это такое внутреннее понимание друг друга, взаимное притяжение. Он мне очень интересен как художник, я воспринимаю его как необыкновенное явление в нашем кино. «Человек Возрождения», как я его называю. Наши отношения глубже, чем обычные отношения режиссера и актрисы.

Кадр фильма «Мешок без дна»

Фото: Reflexion Films

Он всегда говорил, что позовет меня в свой фильм, что для меня есть роль. «Я думаю о тебе, я буду тебя снимать». Я это пропускала мимо ушей, он человек своеобразный — может мечтать об этом, но и всё... И вдруг действительно мне позвонили и сказали, что я буду сниматься в его фильме. Для меня это было неожиданностью. Все-таки в моем возрасте интересные роли и встречи с режиссерами случаются реже, чем в молодости или зрелости. Это неизбежный момент. Можно сетовать по этому поводу, переживать, но это жизнь. Поэтому работа у такого режиссера стала настоящим подарком судьбы.

Я согласилась без всякого раздумья, хотя работа была сложной. Помимо творчества ему приходилось искать средства на съемки. Но в итоге получился очень необычный интересный фильм. «Мешок без дна» настолько ни на что не похож, что его даже нельзя к какому-то жанру отнести.

— Таких по-настоящему уникальных фильмов в современной фильмографии — единицы.

— Это зависит от человеческого дарования. Хамдамова таким создала природа. И свой внутренний мир он переносит на экран. Он завораживает своим взглядом на мир. На всё смотрит по-другому. И хотя у него на площадке работало много операторов, по сути, вся операторская работа тоже его. Он сценарист, режиссер, автор идеи, главный художник и костюмер, кто угодно.

— Роль у вас необычная — загадочная дама, открывающая герою его сны.

— Настолько необычная, что моя подруга, с которой мы с молодости дружим, когда смотрела фильм, меня не узнала. Потом даже позвонила мне уточнить — я это или нет (смеется).

— В «Ван Гогах» у вас совсем другой персонаж — обыкновенная женщина, мать взрослой дочери.

— У Сергея Ливнева я никогда не снималась, но была рада приехать к нему на съемки в Ригу. И мы как-то сразу «зацепились», поняли друг друга. Я сразу поняла, что ему нужно. Еще Леша Серебряков (исполнитель одной из главных ролей в фильме. — «Известия») очень помог создать тот эмоциональный настрой на площадке, который либо есть, либо нет. Такой у нас сложился триумвират. И после съемок этот настрой остался — Леша даже позвал меня сыграть его маму в сериале, где он сейчас снимается. Я, конечно же, согласилась.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Вы каждой роли придаете яркую индивидуальность. Как вам удается убедительно играть совершенно разных героинь?

— Про себя мне трудно говорить, лучше, чтобы судили другие. Я просто не люблю повторяться, делать то, что уже делала. Хотя, конечно, я уже столько лет в театре, что обросла штампами. Но если мне интересен режиссер, неважно, в театре или кино, я его полностью слушаюсь. Режиссер видит сверху, он над историей, я это понимаю и не лезу со своим упорством. Что, кстати, иногда бывает у актеров.

Но если режиссер меня не заинтриговывает, то начинаю включать какие-то свои вещи. Всегда помню о том, что нужно усложнить присутствие на сцене, да и на экране. Нельзя просто сказать слова реплики и уйти в туман. Надо «прожить» дальше. Этому я научилась у своих замечательных партнеров, с которыми в молодости играла в театре и снималась в кино. Я научилась у них движению роли. Этим качеством в совершенстве обладал Евгений Павлович Леонов.

Я имела счастье с ним играть, и он меня потрясал: уже идет другая сцена, но у него — продолжение его «жизни». Поэтому он и стал Леоновым. Тем же качеством обладает Армен Джигарханян. И оно было у моего мужа Саши Лазарева. Он очень сложно существовал на сцене. Был многогранным. В чем беда нашей современной актерской игры? Упрощенность общения с партнерами. Нет продолжения, нет жизни за кадром, за сценой.

— Ваша внучка Полина играет с вами в Театре имени Маяковского. Делитесь с ней опытом?

— Конечно, стараюсь ей подсказать, и она всегда внимательно слушает и понимает — она очень толковая, но я бываю осторожна. Это с Сашей мы могли собачиться, ругать друг друга, потому что хорошо друг друга знали, понимали, что никто никого не обидит, что бы ни было сказано. А тут все-таки сказывается и ее юношеский максимализм, и мое положение в театре. Всё в совокупности требует такта.

Я и с сыном (Александр Лазарев-младший, актер театра «Ленком». — «Известия») в наших немногих совместных работах была осторожна, никогда не давила. Потому что прекрасно знаю, какие актеры ранимые. Более ранимой профессии, думаю, не существует.

— Зрители вас очень эмоционально принимают, что в театре, что на творческих вечерах. Это поддерживает вас как актрису? Или, напротив, устаете от такого внимания?

— Прилив сил зависит не столько от зрительской реакции, сколько от физических возможностей, но, конечно, когда зритель тебя принимает с такой любовью, это дает карт-бланш. Уже много лет подряд практически во всех ролях отклик зала очень искренний. Это говорит о том, что тебя знают, к тебе расположены, встреча с тобой радостна, а потому и ответственность твоя перед зрителем возрастает многократно.

Справка «Известий»

Светлана Немоляева окончила Театральное училище имени Щепкина. C 1959 года актриса Театра имени Маяковского. Сыграла главные роли более чем в 50 спектаклях. Всесоюзную известность принесло актрисе участие в фильмах Эльдара Рязанова «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Небеса обетованные». Народная артистка РСФСР.

Читайте также
Прямой эфир