Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипаж вертолета Ка-52М уничтожил технику и живую силу ВСУ в курском приграничье
Мир
Die Welt узнала о планах европейских стран провести в США переговоры по Украине
Армия
Расчеты «Гиацинт-Б» уничтожили опорный пункт ВСУ на красноармейском направлении
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Мир
Die Zeit узнала об утверждении Германией нового пакета военной помощи Украине
Мир
Делегация МИД России прибыла с визитом в Пхеньян
Спорт
Мирра Андреева победила Швентек и вышла в финал турнира в Индиан-Уэллсе
Мир
Трамп заявил о получении хороших новостей по урегулированию конфликта на Украине
Мир
Экс-канцлер ФРГ Меркель призвала учитывать интересы России
Армия
Военные группировки войск «Центр» за сутки ликвидировали более 495 боевиков ВСУ
Мир
Вэнс заявил об утрате Европой своей идентичности
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу в Москве 15 марта
Происшествия
В Белгородской области сообщили о повреждениях в результате атак БПЛА на регион
Общество
В рамках конференции в Казани приняли резолюцию по спасению снежных барсов
Мир
Трамп сообщил о ликвидации лидера «Исламского государства» в Ираке
Мир
Полиция Британии выдвинула обвинения против российского капитана судна Solong
Общество
В МВД предупредили о списании средств со счета при разговоре с мошенниками

«Улыбка есть во всех моих фильмах»

Народная артистка России Алла Сурикова — о работе с Андреем Мироновым, любви к животным и вечной молодости
0
Фото: ТАСС/Интерпресс/Александр Николаев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В этом году исполнилось 30 лет фильму «Человек с бульвара Капуцинов». О том, как снималась классическая лента, о современном юморе и употреблении ненормативной лексики в кино и в жизни «Известиям» рассказала режиссер Алла Сурикова.  

— Сценарий «Человека с бульвара Капуцинов» пролежал на полке шесть лет, и за него не брались режиссеры-мужчины. А ведь вестерн — один из любимых мужских жанров. Почему вы взялись?

По женскому легкомыслию. Сценарий был замечательный, читать его было легко. Но как когда-то сказал Жванецкий: «Как ты могла снимать картину про Дикий Запад, если даже у лошадей морды наши!». Однако же мы с оператором Гришей Беленьким справились. И картина получила призы «За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства» и «За лучшую драку между советскими актерами». А в Лос-Анджелесе, на родине вестерна, на международном кинофестивале «Женщины в кино» мы получили главный приз за картину.

На съемочной площадке этой ленты вы собрали выдающихся актеров: Андрей Миронов, Михаил Боярский, Олег Табаков... Руководить такими амбициозными людьми было сложно?

— У Миши Боярского в одной из песен есть такие строчки: «Ап! И тигры у ног моих сели!». Мои «тигры» были все такие талантливые! Никаких проблем, амбиций, перетягивания одеяла. Чем выше актер, тем ироничнее он относится не только к окружающему миру, но и к себе любимому. Лишь актер средней руки, получив роль, тут же примеряет на себя корону: вот я сейчас как укажу всем их место! На съемках «Капуцинов» нам было нелегко, но интересно, страстно — и в общении, и в работе.

Центром был наш главный герой, мистер Фёст — Андрей Миронов. Ему всё было важно, он во все вникал, он импровизировал и придумывал ежеминутно. И всё очень тактично: «Вот я сейчас полную ерунду скажу, вы можете тут же ее перечеркнуть, но если вам покажется это интересным…». Ну конечно, это было всегда интересно. И почти всегда — на пользу картине. Конечно, он готовил себя к режиссуре. В театре Андрей Александрович уже себя проявил себя на этом поприще, а вот в кино, увы, не успел. Я думаю, что если бы он так рано не ушел, обязательно снимал бы. И это было бы очень хорошее кино.

— Алла Ильинична, все картины у вас очень жизнерадостные. А в жизни вы веселый человек?

— В меру. Сегодня один замечательный человек принес охапку белых роз. И в приложение к ним подарил очень приличную камеру. Я давно о такой мечтала, да всё как-то «кошелек не поднимался». Ну, как тут не обрадоваться, не наулыбаться!

А потом позвонил другой мой знакомый и сообщил, что в кинозообазе, которая когда-то была создана режиссером Александром Згуриди, голодают брошенные на произвол судьбы животные. А ведь с этими зверюшками было снято более 2 тыс. фильмов! Тревожно… Разослала по знакомым информацию. Уже отвечают, проявляя готовность помочь.

Я то улыбаюсь, то грущу. И картины мои — то жизнерадостные, как вы говорите, то не очень. Но ирония, улыбка присутствуют во всех. Это правда. Это мой внутренний закон: человек не должен уходить после моих фильмов униженный и оскорбленный. И он должен быть уверен, что завтра будет лучше, чем вчера.

Юмор сильно изменился за последнее время. Вы смотрите юмористические программы на нашем телевидении?

— Не только смотрю (когда вдруг выпадает время), но и участвую. Я была членом жюри на двух прелестных юмористических телепрограммах: «Это смешно» и «Киношоу». Да, не всегда было стопроцентное попадание и не все номера высочайшего уровня, но обошлось без пошлости, натужности. Была игра воображения и радость общения, как у самих конкурсантов, так и у нас, членов жюри. Некоторых актрис я уже порекомендовала моим молодым коллегам, начинающим режиссерам.

Из «чужих» программ — смотрю с удовольствием «Уральские пельмени». Очень остроумен Семен Слепаков. Всегда с интересом слежу за Максимом Галкиным. Сегодня у меня главный поставщик смешного — мой айфон. Каждый день обмениваюсь с друзьями новыми «фенечками».

Честно говоря, смотреть телевизор не очень есть когда. Вот сейчас поговорю с вами, и нужно прочесть несколько пьес, просмотреть сценарий, пообщаться со своими студентами. Все мои бывшие ученики — вокруг меня, общаюсь с ними, советую и советуюсь, радуюсь за них.

Вы недавно вернулись из Тулы, с фестиваля «Улыбнись, Россия», идейным вдохновителем и президентом которого являетесь. Как все прошло?

— Сказочно! В этом году по предложению и при поддержке тульского губернатора  Алексея Дюмина и Министерства культуры фестиваль стал международным. У нас были гости из Италии, Армении, Белоруссии, Таджикистана. И картины участвовали зарубежные — немецкая, индийская, итальянская, армянская, казахская, таджикская, белорусская. Конечно, принимать иностранных гостей сложнее, но фестиваль справился. У нас была, помимо нашей постоянной фестивальной группы, еще и потрясающая команда волонтеров.

— А вам какой фестивальный фильм больше всех запомнился?

— Я бы выделила работу Владимира Котта «Карп отмороженный» и фильм Эдуарда Парри «Жили-были», который и получил главный приз. Ирочка Розанова получила приз за лучшую женскую роль. И еще Олесю Судзиловскую наградили за «Яна плюс Янко» — это тоже очень хорошая картина, продюсером которой выступила Анна Меликян. Также могу назвать «Против всех правил» с блистательным Александром Яценко, «Любовь с ограничениями» с Павлом Прилучным... Да и вообще — плохих картин не было. Не брали. Если кому-то что-то не понравилось, он мог в анкете выразить свое отношение. Но таких были единицы.

Из фильмов, не участвовавших в моем фестивале, рекомендую посмотреть картину Юсупа Разыкова «Турецкое седло». Глубокий, трагический и вместе с тем ненавязчивый срез нашей жизни.

Сейчас очень многие употребляют ненормативную лексику в кино и на телевидении. А вам удается обойтись без этого в работе?

Крепкое словцо я оставляю для моей машины, когда сажусь за руль. Во-первых, никто меня не слышит, во-вторых, столько людей на дороге, которые ведут себя непотребным образом, что если ты не выскажешься хотя бы про себя в их адрес, то это повиснет на душе, на сердце, и впоследствии скажется на твоем здоровье. «Мат — это способ сохранения режиссерского здоровья», — говорил Леонид Трауберг, наш педагог на Высших режиссерских курсах. Но на съемочной площадке я стараюсь этим не пользоваться. И в кадре не люблю мат.

Как и ваш учитель Георгий Николаевич Данелия.

— Конечно. А в августе я была у Георгия Николаевича на дне рождения. Там был Леня Ярмольник, другие близкие друзья. Галя Данелия (супруга Георгия Николаевича и моя подруга) накрыла замечательный грузинский стол. Так вот, от Георгия Данелия я никогда никакого мата не слышала. Может, он на грузинском ругается?

— А если все-таки в фильме необходима экспрессия?

— Всегда можно найти выход. Вот, например, герой, которого в фильме «Любовь и Сакс» играет Максим Аверин, спрашивает у так называемого бомжа в исполнении профессора ВГИКа Александра Львовича Федорова, можно ли ему рядом постоять, зарабатывая игрой на саксофоне. «Бомж», не прерывая игры на варгане, объясняет, куда ему надо идти. Зритель с хорошим слухом понимает, куда он его послал. Но — не придерешься!

— Да, вы мастер обходить острые углы, сказывается большой опыт работы в обстановке советской цензуры.

— Существует еще и такое понятие, как самоцензура. У меня есть дети и внуки, и они должны понимать, что я разрешаю себе, а значит, и им, а что — нет. Однажды мы с моим внуком Ваней, ему было лет семь, шли на один праздник, который состоялся благодаря тому, что я его придумала, а милиционер послал нас куда-то в самый конец очень длинной очереди. Я забыла, что рядом со мной ребенок, и в сердцах произнесла, как мне сказал внук, «матные слова». И Ваня потом их повторял и повторял, потому что дети впитывают всё негативное очень легко и радостно.

— Говорят, что талантливых режиссеров-женщин значительно меньше, чем мужчин?

В XXI веке всё по-другому. У меня из 15 студентов мальчиков всего пять человек. Сейчас дамы идут довольно мощным клином и не уступают ребятам и по режиссерскому характеру, и по умению снимать кино. Если женщина-режиссер закусывает удила, то ее уже никакая горящая изба, никакой конь не остановят. Они докапываются до таких глубин, до таких истин, мимо которых мужчины проходят мимо, легко и почти не оборачиваясь. Сегодня женщина, которая снимает жесткое кино, делает его жестче, чем это сделал бы мужчина.

Ваши внуки Иван, Николай и Артем ведь тоже снимаются в кино…

— Да, Николай и Артем — по знакомству. А Ваня Суриков — актер. Он снимался во многих моих (и не только моих) фильмах. В картине «Любовь и Сакс» он играет роль брачного афериста по кличке Прима. В тюрьме его герой поет на итальянском «Голубку». А Парон-Джан (герой Сергея Газарова) говорит ему: «Ты можешь спеть по-русски или хотя бы по-армянски, чтобы мы понимали?». Тогда он поет «Голубку» по-русски — и всё, вся тюрьма подхватывают песню. Ваня красивый, органичный, и у него абсолютный слух.

Считается, что дети и животные — лучшие актеры. Вы ведь зверей часто снимаете?

— У меня козел с козой снимались, лошади. Собака в «Московских каникулах» — ей аплодировала вся съемочная группа, когда она по команде дрессировщицы шла из одного угла комнаты в другой, брала под кроватью бумажник, возвращалась и становилась точно по метке перед актером. Иногда снимаю своих животных. У меня 12 лет жила кроличья такса, подаренная студентами. Но пару месяцев назад она умерла. Для нас с мужем это была катастрофа. И потом мы поняли: чтобы уцелеть, нужно срочно брать щенка такой же породы. И взяли, но, конечно, у каждой собаки свой характер. Эта — хитрая, наглая и очень веселая!

А еще раньше мы взяли щенка из приюта. Был хилый-хилый, а сейчас — такой здоровый вымахал! Когда он радуется и бежит на меня, я боюсь, что он собьет меня с ног. Еще есть молодой кот (опять же от студентов) и кошка. Кошка уже пожилая. А эти двое молодых ее достают. Бандиты. Старость совершенно не уважают!

— Как долго оставаться молодым?

Я в октябре написала такое стихотворение.

Морщины пошли в наступленье. / Что им до младенчества духа? / Они прорубают аллеи / С утра и до самого уха. / А может, сменить занавески? / Они устарели давно. / И нет в них ни шика, ни блеска. / Уставились тупо в окно… / А может, влюбиться, покуда / Во мне еще зыбко живет / Мечтатель с надеждой на чудо / И робкий смешной сумасброд? / Умерься, заблудшее тело! / Душа влюблена и давно / В веселое, дерзкое дело, / Которому имя — Кино!

Надо заниматься тем, что нравится. Нужно жить так, чтобы душа была влюблена в профессию, и тогда долго будешь молодым.

Справка «Известий»

Алла Сурикова окончила в 1965 году филологический факультет Киевского университета по специальности «русский язык и литература», занималась математической лингвистикой. В 1973 году окончила Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров, отделение режиссеров-постановщиков детского фильма (художественный руководитель Георгий Данелия). Режиссер фильмов «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», «Искренне ваш...», «Человек с бульвара Капуцинов» и др.

 

Читайте также
Прямой эфир