Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Заметки с каннских полей

Киновед Кирилл Разлогов — о превратностях восприятия
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Итоги каннского фестиваля, как и сами фильмы, всегда вызывают массу споров. Вот и в этом году мнения киноведов, критиков и членов жюри были зачастую диаметрально противоположными. И это подчас интереснее и показательнее, чем финальный расклад. Для меня самыми яркими контрастами 71-го выпуска Каннского МКФ были реакции отечественных и зарубежных критиков и фестивальной аудитории на два фильма официальной программы — «Дом, который построил Джек» возвращенца датчанина Ларса фон Триера и «На войне» француза Стефана Бризе с Венсаном Линдоном в главной роли профсоюзного лидера.

Премьерный показ картины о противостоянии рабочего коллектива и руководства немецкой корпорации в связи с закрытием предприятия по производству запчастей автомобилей на территории Франции и переводе его в Румынию, где рабочая сила дешевле, был встречен рекордной почти получасовой овацией. Весь огромный зал Луи Люмьера аплодировал стоя. Я же думал о том, как этот фильм будет разгромлен моими соотечественниками, которые увидят в нем оживший призрак социалистического реализма. И действительно, ведущие критики страны поставили этой картине самые низкие оценки в отличие от критиков журнала Film Français, которые были в восторге, а также критиков журнала Screen и сайта Film New Europe, где голосовали присутствующие на фестивале члены Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ).

Стандартный трудовой (классовый) конфликт показан Бризе в мельчайших деталях, в том числе юридических, в соответствии с современными установками западного искусства на критику бесчеловечности. Эта позиция опирается на традиции Великой Французской революции, от которой родина кинематографа не отрекалась (и до сих пор празднует Взятие Бастилии). Конечно, в фестивальном зале были не только французы, но их было далеко не молчаливое большинство.

Диаметрально противоположная ситуация сложилась с восприятием фильма фон Триера, предложившего эстетизированную параболу на вечную тему соотношения искусства и преступления, о которой я уже писал в связи с картинами «Климакс» Гаспара Ноэ и «Пианистка» Михаэля Ханеке. У фон Триера ситуация упрощена до предела. Джека (в исполнении Мэтта Диллона) сопровождает в Преисподнюю Вердж (Бруно Ганц, появляющийся в кадре только в заключительной части фильма), в то время как герой рассказывает (и показывает) свои замыслы как неудачливого инженера и архитектора и виртуозного серийного убийцы, оформляющего каждое свое преступление как произведение искусства. В результате Джек строит дом из трупов убитых им людей. 

На уровне фабулы фон Триер повторяет десятки и сотни детективно-патологических романов, детализирующих и интерпретирующих пристрастия серийных убийц. Что делает интригу вполне банальной, хотя и наполненной натуралистическими подробностями и ужасами. Чего только стоит кошелек, который герой шьет из только что им отрезанной груди своей любовницы! Вот подлинное произведение искусства злодеяния. Художественным явлением фильм делает нанизывание ассоциаций, появление в кадре великих произведений изобразительного искусства (причем не только и не столько средневековых картин Страшного суда, сколько роскошных полотен эпохи Возрождения) и — главное — устрашающий и действительно впечатляющий адский финал.

В результате даже подготовленные каннские зрители бежали из зала от такого концентрата гения и злодейства. Зато критики в большинстве своем были в восторге. Правда, по части эксцессов в кадре фон Триера перещеголял участник конкурса Ян Гонзалес. Его «слэшер» «Нож в сердце» стал своеобразным зеркальным отражением адского Джека, поскольку главную роль в нем сыграла французская звезда Ванесса Паради, фамилия которой по-французски и означает «Рай».

Парадокс ситуации заключается в том, что фестивальная аудитория (даже фешенебельная) нередко отдает предпочтение фильмам, посвященным реальным повседневным проблемам, таким как «На войне». То есть судит о кино по-простому, в то время как «высоколобые» критики склонны относиться к таким, даже высококачественным произведениям «свысока».

Автор — председатель гильдии киноведов и кинокритиков, программный директор Московского международного кинофестиваля

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир