Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Между Годаром и Гаспаром Ноэ

На мозаичном поле французского кино, показанного в Канне, выделились две картины
0
Фото: arte France Cinéma
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Французские фильмы каннской программы всегда были и остаются результатом компромисса между различными лобби — от министерства культуры страны через различные профессиональные объединения кинематографистов к всесильным экспортерам, большинство из которых остаются во Франции (по крайней мере одной ногой).

В главном зале — большой аудитории Люмьеров — и зале Дебюсси, где показывается программа «Особый взгляд», можно было увидеть совершенно разные картины. Это и политический фильм почти советского образца «Дочери солнца» Евы Юссон о боях курдских девушек против террора Ирака и «Исламского государства»*. И традиционная комедия со звездами «Большое купание» (вне конкурса), и тяжеловесная драма Кристофа Оноре «Нравиться, любить и быстро бежать» (в конкурсе), и лента о подростковых дилеммах и экспериментах «На колени, парни» Антуана Дерозьера (в «Особом взгляде»), и соцреалистическая драма Стефана Бризе «На войне». Также в программе — подборки «Двухнедельника режиссеров», Недели критики и программы ACID, составляемой Ассоциацией независимого кино.

На этом мозаичном фоне безусловно выделяются две картины: «Книга из картинок» — новая работа главного героя фестиваля Жан-Люка Годара (в конкурсе) и опус возмутителя спокойствия Гаспара Ноэ «Климакс» в «Двухнедельнике режиссеров» (видимо, ленту сочли для официальной программы слишком экстремистской).

Если одна из предыдущих картин Годара была посвящена языку и речевой деятельности, то эта представляет собой размышления по поводу изображения и звука. Главным аттракционом фестиваля стала пресс-конференция мэтра — он отвечал на вопросы с экрана сотового телефона, но из-за синхронного перевода понять что-либо было трудно, поэтому конференцию журналисты сразу окрестили сюрреалистической.

Когда же я прослушал оригинальный текст выложенной в интернет записи, всё сразу встало на свои места. Комментарии режиссера можно было рассматривать как самостоятельное произведение. Его ключевая мысль: то, что не показывается, может быть важнее того, что показывается. Эта максима особо касалась части, посвященной арабскому миру, который, по мнению Годара, самодостаточен, и Западу нечего там делать. Отзвуком такого подхода стал и ответ на вопрос Антона Долина: «Если Россия станет частью Европы или Азии, она перестанет быть Россией?»

«Книга» Годара, сплошь состоящая из обработанных фрагментов других фильмов, кино- и телехроники, стала своеобразным гимном рукотворной визуальности, которую нельзя объяснить словами — это надо видеть. Афоризм автора: найдя ключ к происходящему, не забудьте о замке.

«Климакс» Гаспара Ноэ тоже надо видеть, хотя это порой невыносимо. Фильм начинается с серии интервью танцоров и танцовщиц, где основные вопросы: «Чем для них является танец?» (ответ большинства — «самой жизнью») и «На что они готовы, ради успеха?» (ответ — «на всё»). Тем самым режиссер задает основные параметры дальнейших событий. Первая часть фильма — блестяще поставленный и исполненный танцевальный спектакль в большом ангаре. За этим под аплодисменты следуют титры, после чего начинается деконструкция реальности: праздник, алкоголь, наркотики, психоделические видения вплоть до всеобщего распада, а для кого-то и смертельного исхода — расплаты за совершенство.

Как обычно, Ноэ не жалеет своего зрителя, который недоумевает: что это — новый спектакль или хроника реальных событий? Одно переплетается с другим вплоть до финального открытия дверей и появления охраны — свидетелей конца света. Здесь фильм неожиданно соприкасается с «Пианисткой» Эльфриды Елинек и Михаэля Ханеке: там тоже стремление к художественному совершенству оборачивается патологическими страстями и смертью.

*Организация запрещена в России.

 

Читайте также
Прямой эфир