Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Ситора Алиева: «Хорошему дебюту деньги не нужны»

Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева — об основных тенденциях в дебютном кино и новой конкурсной программе
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

2 июня стартует главный национальный российский кинофестиваль — «Кинотавр». В этом году в рамках смотра впервые запланирована новая отдельная конкурсная программа — полнометражных дебютных фильмов. О том, где молодые режиссеры ищут темы для своих картин и как изменилась география российского авторского кино, «Известия» поговорили с программным директором «Кинотавра» Ситорой Алиевой.

— Почему было принято решение вынести дебютантов в отдельный конкурс?

— Конкурс дебютов — программа для «Кинотавра» не новая, она существовала с 1998 по 2002 год, ее призеры — Лариса Садилова, Сергей Бодров-младший, Андрей Прошкин. В 2003-м, когда дебютных фильмов стало заметно меньше, было принято разумное решение включать их в основной конкурс. Поэтому молодые режиссеры всегда были в поле нашего внимания. Но времена меняются, возникают новые запросы.

В этом году мы впервые получили 102 заявки в полнометражный конкурс, 58 из которых  — дебюты. Для сравнения: в прошлом году таких было меньше 30. Это во-первых. Во-вторых, существует государственная политика в сфере поддержки молодого кино. За два последних года было профинансировано около 40 картин, и это тоже впервые. В-третьих, идет волна независимого регионального дебютного кино — таких картин поступило в три раза больше, чем в прошлом году. География производства постоянно расширяется: Алтай, Бурятия, Кабардино-Балкария, Татарстан, Якутия, Архангельск, Ангарск, Владимир, Новосибирск, Пермь, Череповец.

В конкурс «Кинотавр. Дебют» отобраны фильмы, отражающие общие тематическо-эстетические тенденции. И исследование жизни далеких уголков России, желание работать с жанрами, часто их объединяя. Семейные саспенс-драмы, экологические роуд-муви, этно-хорроры — всё это и многое другое будет показано в Сочи. Хочу успокоить тех, кого не отобрали: многие работы достойны фестивальных показов, а подобных смотров в России много.

— Будет ли эта программа ежегодной?

— Поживем — увидим.

— В основном конкурсе много работ режиссеров, которых когда-то открыл «Кинотавр».

— Не просто открыл. Многие из конкурсантов — лауреаты прошлых лет. Они вернулись, и это для нас очень важно. У «Кинотавра» есть амбивалентная задача: отражать не только специфику нашей жизни сквозь призму экрана, но и состояние самого кинематографа, динамику его развития, разнообразие смыслов, тем, историй, а также способов их подачи, авторские позиции, продюсерские амбиции.

— Появление новой программы отразится на деловой части фестиваля?

— Мы были вынуждены ее сократить. Смотреть чужое кино — тоже способ обучения. Подобный интеллектуальный взаимообмен для молодых режиссеров, продюсеров, сценаристов незаменим. «Кинотавр» — это аналитика процесса, понимание различных кинематографических практик сегодняшнего дня. Все они — от мини-этюдов до романных форм — представлены в программе короткого метра этого года.

Деловая линейка «Кинотавра-2018» будет представлена спецкурсом основателя и ректора Школы киноагентов SOFA Николая Никитина. Николай обучает молодых кинопромоутеров из России, Центральной и Восточной Европы, Азии, так как продвижение фильма — отдельная работа, требующая понимания ситуации, знания международных рынков, умения работать с международной прессой и аудиторией.

— А что можно сказать о техническом качестве дебютов?

Сегодня, когда сам процесс съемок многократно удешевился, у дебютантов есть масса возможностей снять качественное с точки зрения техники кино, что они и делают. Если бы сейчас сохранилась 35-миллиметровая пленка, такого количества фильмов попросту бы не было. В современном мире для молодых, четко нацеленных на результат, проблемы бюджета не существует — хорошему дебюту деньги не нужны.

— На сюжеты фильмов это влияет?

— Не думаю. Главное для режиссера — идея. Прописанный и осмысленный сценарий, герои, сюжетные находки. И следующий этап — реализация этой идеи и сценария. То есть фантазия и выдумка режиссера — его главное преимущество. Да, это приходит с опытом. Приведу пример.

В прошлогоднем конкурсе «Кинотавра» было девять независимых лент. Одним из лауреатов стал фильм Юсупа Разыкова «Турецкое седло», снятый за 2 млн рублей. Потом эта лента завоевала множество наград на других фестивалях. Так что техника не важна, когда режиссеру есть что сказать.

— Зависит ли тема фильма от региона?

— Нет. В этом году прослеживается интересная тенденция: быть социально отзывчивыми, выбирать объектом исследования социальную несправедливость, беззаконие. Также впервые много фильмов, посвященных спорту.

— Сегодня открывается всё больше различных киношкол. На ваш взгляд, они способствуют появлению большего количества дебютных картин?

— Сейчас только в Москве действует более 30 киношкол, а практически в каждом регионе открываются медиафакультеты. Мы получаем «короткое» кино практически из всех уголков России. Пока нельзя сказать, что именно количество киношкол повинно в буме дебютного кино, но невозможно не отметить роль «Кинотавра» как катализатора всех существующих процессов.

— Наверное, существует конкуренция между фестивалями за лучшие картины? Тем более что в этом году ММКФ проходил раньше «Кинотавра», а не, как обычно, после.

— В этом году фильмов много, а значит, нет конкуренции. «Кинотавр» сотрудничает со всеми ключевыми российскими смотрами, у нас общие задачи: показать, поддержать, продвинуть, доставить отечественное кино зрителю.

Справка «Известий»

Ситора Алиева окончила сценарно-киноведческий факультет ВГИКа.

С 1999 года — директор и член отборочной комиссии МКФ в Сочи и детского международного фестиваля искусств «Кинотаврик», с 2002 года — исполнительный директор кинофестиваля «Кинотавр». С 2005-го — директор программ «Кинотавра». Участвует в жюри международных кинофестивалей.

 

 

Читайте также
Прямой эфир