Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин заявил об укреплении оборонного потенциала Союзного государства
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Генпрокурор сообщил о возбуждении более 6 тыс. дел против боевиков и наемников ВСУ
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Филиппо обвинил Каллас в стремлении начать конфликт с Россией
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Спорт
Овечкин побил рекорд НХЛ по голам за сезон среди игроков в возрасте от 30 лет
Пресс-релизы
Первая всероссийская акция «Игрушка ветерану» собрала более тысячи работ
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
СМИ сообщили о прекращении обсуждения в НАТО пересмотра отношений с Россией
Общество
Краснов сообщил о возвращении государству более 15 тыс. незаконно отчужденных объектов
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Культура
«НМГ Кинопрокат» объявила о продолжении «Красного шелка»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В России хотят законодательно запретить бессистемную установку дорожных камер. 18 апреля стало известно, что в Госдуме собираются закрепить, где и в каких случаях можно вешать аппаратуру, а в каких нельзя. Дело в том, что комплексы фотовидеофиксации стали ставить где попало, и обслуживать их принялись частные компании. В итоге, вместо того чтобы повышать безопасность на дорогах, эти камеры превратились в способ довольно бесцеремонного зарабатывания денег. Эксперты согласны, что вопрос давно назрел, и всецело поддерживают инициативу законодателей. Подробности — в материале портала iz.ru.

 Извращенная модель

При комитете Госдумы по транспорту и строительству создадут рабочую группу, которая займется разработкой новых требований к расстановке камер.

«Просто так нельзя будет расставить их за каждым углом и собирать при этом штрафы», — сказал «Парламентской газете» зампред комитета Сергей Бидонько. 

Количество записывающей аппаратуры сейчас никак не регулируется, за исключением пунктов весогабаритного контроля и железнодорожных переездов, которые пересекают автодороги. В итоге получается так, что на одном участке может стоять сразу несколько фиксирующих устройств. Из-за этого владельца машины могут дважды или даже трижды оштрафовать за одно нарушение правил.

Есть еще одна проблема — ПДД гласят, что водителей нужно информировать о радарах. Для этого предусмотрена табличка 8.23 «Фотовидеофиксация». Ее крепят к дорожным знакам и светофорам.

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Но с этим сплошная путаница. ГИБДД утверждает, что в соответствии с ГОСТом табличка требуется только перед стационарными комплексами, а не передвижными. При этом суды в ряде регионов вставали на сторону автовладельцев, которые оспаривали штрафы за нарушения, зафиксированные переносными камерами. В то же время в московском Центре организации дорожного движения говорят, что ГОСТ, касающийся систем фотовидеофиксации, носит рекомендательный характер, как и большинство стандартов, принятых в России. 

Кроме того, как отметил первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, конкурс на обслуживание камер выигрывают компании, которые устанавливают их по своему усмотрению. «Говорить об объективности здесь нельзя», — заявил он. 

По его словам, переодически в контракте с такой фирмой оговаривается получаемый ею процент с выписанных штрафов. Тогда дорожные камеры из средства профилактики правонарушений превращаются в средство зарабатывания денег. 

«Такая извращенная модель сейчас действует практически во всех регионах», — подчеркнул законодатель.

При этом в январе Госдума приняла в первом чтении поправки к закону «О безопасности дорожного движения», легализующие практику применения частных комплексов фиксации. По сути поправки закрепляют уже сложившуюся практику. 

Вакханалия

Депутат Александр Старовойтов, со своей стороны, напомнил о другом важном вопросе — о несогласованности работы систем ГИБДД и судебных приставов. Не всегда первые оповещают последних о выплате штрафов, сообщает «Москва 24». Информация переходит в базу судебных приставов, и автомобилисту, у которого нет времени на то, чтобы опротестовать штраф, приходится оплачивать его дважды.

«Оставлять дальше эту вакханалию, я считаю, будет неправильно», — добавил парламентарий.

Национальной службе новостей (НСН) он рассказал, что в создаваемую рабочую группу войдут представители Министерства транспорта, Росавтодора, МВД, «кто-то от субъектов» и представители комитета Госдумы по транспорту.

В основу разрабатываемых норм лягут результаты деятельности активистов, которые в июле собираются проверить, как исполняются правила применения систем фотовидеофиксации. 

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

«Проверим места установки комплексов, обратимся к гражданам с вопросами о том, насколько необходима система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на дорогах страны, не боятся ли они «ошибочных» штрафов, какие видят плюсы и минусы в работе видеокамер», — пояснил Бидонько, федеральный координатор проекта «Единой России» «Безопасные дороги».

100 млн «писем счастья»

Камеры в России стали активно использовать с середины 2000-х годов. Проект доказал свою эффективность. Как пишет автор статьи на портале «Штрафы ГИБДД», внедрение приборов учета нарушений значительно увеличило объем выписываемых штрафов, привело к сокращению личного состава дорожной полиции и вкупе с ужесточением наказания снизило травматизм на дорогах.

Портал проанализировал данные по штрафам за 2016–2017 годы и составил рейтинг регионов, в которых приоритет в этом отношении отдается камерам. В основном это субъекты, расположенные в европейской части страны. Именно с них начиналось внедрение средств фотовидеофиксации. В тройке лидеров оказались Калужская и Тверская области, а также Москва.

Топ-10 регионов, где штрафы выписывают в основном сотрудники ГИБДД, возглавили Амурская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Калмыкия. Львиная доля субъектов, вошедших в этот список, находится на окраине России.

Служба «Дорожный патруль» для мониторинга ситуации на дорогах Москвы

Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

«Парламентская газета» отмечает, что в 2017 году всего за нарушения ПДД было выписано 108,7 млн постановлений, из которых 83,2 млн — исключительно по материалам с автоматических систем контроля.

«Таким образом, около 80% штрафов за нарушения правил дорожного движения оформляется по материалам камер, — констатировал Бидонько. — При этом количество зафиксированных автоматикой правонарушений с каждым годом только растет».

Еще больше штрафов

В будущем количество «писем счастья» может еще увеличиться из-за планов передать регионам полномочия МВД по обработке фото- и видеоматериалов и сбору штрафов. Какая именно структура будет выполнять эту работу, решат на месте.

В прошлом году Госдума приняла в первом чтении законопроект, в котором инициатива касалась только московских властей. Однако затем авторы документа отказались от территориальных ограничений.

Деньги от штрафов, согласно другому внесенному в нижнюю палату законопроекту, должны пойти в дорожные фонды, то есть тратиться по целевому назначению.

Депутат Вячеслав Лысаков считает, что автовладельцам станет приходить еще больше постановлений, поскольку гражданские специалисты в отличие от инспекторов ГИБДД не будут отбраковывать сомнительные материалы — например, фотографии с нечитаемыми номерами.

Еще больше камер

По состоянию на 1 января 2018-го, на дорогах установили около 16 тыс. камер. В Москве к концу года планируется нарастить число дорожных камер на 40% — их количество превысит 2,5 тыс. штук.

Комплексы прежде всего установят на трассах с высоким уровнем аварийности, пишет «Коммерсант». Речь идет о МКАД, Дмитровском и Варшавском шоссе, шоссе Энтузиастов, Ленинском проспекте, проспекте Мира. Несколько сотен приборов планируется поставить на перекрестках, чтобы наказать водителей, не пропускающих пешеходов.

Камеры будут работать «по арендной схеме»: в мае 2018 года пройдет тендер по выбору компании, которая установит комплексы, будет их обслуживать и передавать информацию в ЦОДД на протяжении пяти лет.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Всего в 2017 году в Москве с помощью камер вынесли более 24 млн постановлений — за год прирост составил более 10 млн.

Деньги вперед

Автоэксперт Олег Осипов в эфире НСН раскритиковал рост числа комплексов видеофиксации. «То, что сейчас происходит с камерами, это никуда не годится. Это уже напоминает безудержное желание наживы. К безопасности дорожного движения это никакого отношения не имеет. В этом нужно навести порядок», — объяснил он.

«Нигде я не видел, чтобы камерами были усеяны дороги, как это происходит в России. В частности, даже не в Москве, а в Татарстане. Там вообще жуть какая-то происходит», — добавил специалист. По его словам, в России камеры устанавливаются для сбора денег, а не ради безопасности дорожного движения.

«Никогда не бывает так, чтобы медаль имела одну сторону. То есть понятно, что в Москве стали ездить аккуратнее именно благодаря фиксации, потому что наказание в данном случае неотвратимо, в отличие от контакта с ГИБДД», — заключил Осипов.

В то же время он выступил против владения камерами частными компаниями.

Не там, где нужно, а там, где можно 

Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев разделяет данную позицию. В разговоре с порталом iz.ru он обратил внимание на то, что эти фирмы получают процент со штрафов — из-за чего «камеры ставят не там, где нужно, а там, где можно». То, что конкретный участок дороги не представляет опасности для автомобилистов, не имеет значения. Там всё равно могут установить фото- или видеоконтроль. Сами камеры властями не проверяются, они только одобряют дислокацию, заверил специалист.

В связи с этим Канаев согласен, что требования, которые обсуждают в Госдуме, нужны в обязательном порядке, потому что ГОСТ и технический регламент постоянно нарушаются. А за это нужно наказывать. Причем ответственность нужно закрепить законодательно в ближайшее время.

Фото: ТАСС/Егор Алеев

Кроме того, с его точки зрения, нужно перестать использовать на дорогах треноги — проконтролировать их невозможно. «Камеры должны быть только стационарные либо мобильные на автомобилях», — подчеркнул эксперт. И контролировать их должны те структуры, которые имеют отношение или к Росгвардии, или к другим госорганам.

Кто больше может нажиться

Представитель Движения автомобилистов России Армен Оганесян считает, что давно пора прописать в законе нормы, касающиеся установки камер. Он отметил, что эти устройства очень эффективны в борьбе с нарушениями ПДД, но их, например, нужно обязательно оборудовать предупреждающими табличками. Если речь идет о треноге, то у нее должен быть соответствующий передвижной знак, полагает эксперт. 

«Ведь цель — не наказать, а предупредить», — сказал iz.ru Оганесян, который является председателем волгоградского отделения движения и членом штаба регионального отделения ОНФ. 

Специалист также призвал наказывать рублем за выставление ошибочных штрафов из-за неправильно настроенных комплексов фото- и видеофиксации. Кроме того, по его мнению, необходимо регламентировать расстояние между камерами. 

«Камеры должны быть направлены исключительно на пресечение и профилактику нарушений дорожного движения. Красной лентой должна идти эта идея. Однако наши очень ушлые чиновники во всем ищут повод, чтобы изъять из карманов автомобилистов денежные знаки — любыми правдами и неправдами. Это превратилось в бизнес, кто больше может нажиться», — добавил Оганесян.  

 

Читайте также
Прямой эфир