Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором

Четыре лика ночи

Оказывается, не все карнавалы одинаково полезны
0
Четыре лика ночи
Фото: ИТАР-ТАСС
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Столетиями карнавал прославлял плотские радости в преддверии Великого поста и был долгожданной отдушиной в суровых буднях католиков. Без сорокадневного отказа от мирских удовольствий — еды, секса и развлечений (самой сути карнавала) — его бы просто не было... Сегодня в зависимости от места проведения карнавальная ночь может стать для ее участников авантюрой, ритуалом, политической акцией или сеансом психотерапии.

В карнавальную неделю все чудесным образом менялось местами и перемешивалось: короли и нищие, святоши и развратники, мужчины и женщины, возвышенное и непристойное... Отменялись все иерархические различия, людям в масках разрешалось обращаться друг к другу только на «ты». Перекочевав позднее из Европы на другие континенты, этот праздник представлял уникальную модель мироздания, в котором рождение и смерть по сути едины.

И сегодня, несмотря на то что мир существенно изменился, смысл любого карнавала остается прежним. Нас призывают на несколько часов или дней бросить вызов привычному, подвергнувшись очищающему воздействию смеха, эротики или тайны, и вернуться обратно переродившимися, с новым знанием о себе...

Эффект маски

Родина старейшего из ныне существующих карнавалов — Венеция. Его символ — маски узнаваемого дизайна, обычно изготавливаемые из кожи или папье-маше. К вашим услугам — безликая баута, хит номер один среди средневекового люда, позволявшая есть, пить и изменять голос; зловещая клювастая маска врачевателя чумы; богато разукрашенная полумаска Коломбины; черная обезьянья «мордочка» Арлекина и многие другие универсальные решения. Кроме того, продаются наборы с масками-основами, которые можно раскрасить как угодно по-своему. «Я советую очень серьезно подойти к выбору маски, — рекомендует Сергей Никитин, основатель уникального гондольного кабаре Teatro Instabile de Venexia, историк-урбанист. — К примеру, для первого карнавала я выбрал маску «мнимого больного» из одноименной пьесы Мольера. И все болезни из меня вышли».

День маскарада он сравнивает с полноценным отдыхом на море — антистрессовый эффект не меньший — и призывает туристов не просто фотографировать, но и подойти к карнавалу творчески и стать одним из его участников. По мнению эксперта, надев венецианскую маску, современный человек, на которого каждый день обрушивается сумасшедший поток информации, возвращается к самому себе, своему позабытому сакральному «я», и в то же время становится более открытым и общительным.

Четыре лика ночи

В Венеции Сергей представляет свой трехъязычный проект «Тур де Скерци», или тур веселых историй, который проходит в последние три дня карнавала. Сценой для фантастического представления оказывается сам город, его каналы и улочки. Зрителям расскажут истории последнего Кота-фараона и гротескного персонажа El Popo — объемистой Попы, отправившейся гулять по Венеции «в одиночестве», подобно гоголевскому Носу.

Тема Венецианского карнавала меняется каждые два года. В 2014 и 2015 годах бал будет править Natura Fantastica, «сказочная природа». Организаторы обещают, что в Венеции вырастет настоящий волшебный лес с удивительными обитателями, которые помогут ощутить теснейшую связь с окружающей природой: «лесами, морями, полями, горами и долинами, а также таинственными существами, их населяющими». «Вне зависимости от темы сезона Венеция сама по себе город-сказка, в котором забываешь обо всем и уже не обращаешь внимания на сырость и плохую погоду», — восторгается Сергей Никитин.

Ночь на злобу дня

Фастнахт — так называется карнавал в городе Базеле, что расположен на северо-западе Швейцарии. Этот праздник совсем не похож на своих недисциплинированных и артистичных «собратьев». Не мудрено: ведь это единственный протестантский карнавал в мире, а протестантская этика предполагает пуританскую скромность и строгий порядок. Проходит мероприятие в течение трех дней по строго выверенному плану, с участием около 18 тыс. человек из «местных».

В карнавале может принять участие только коренной базелец, поэтому присоединяться к бродящим по городу «маскам» нежелательно. А беременным женщинам, маленьким детям и слабонервным лучше вообще остаться дома, пока город сдается на милость «старых тетушек» (alti dante), «ваггисов» и прочих странных существ. Они разъезжают повсюду в каретах и повозках, нагруженных цветами, угощениями и конфетти.


Глядя на, мягко скажем, своеобразную маску «ваггиса» с невероятным багровым носом, его лохматый парик и огромную дубинку в руке, и в голову не придет, что это карикатура на неотесанного крестьянина-эльзасца, над которым любили посмеяться в Базеле в прошлые века. Ну а вот базельские «алти данте» в старомодных платьях и шляпах с перьями более понятны и напоминают вырядившуюся на бал старуху Шапокляк. «Не забудьте купить значок карнавала — иначе «ваггисы» расшалятся и не дадут вам прохода и вместо конфет засыплют вас конфетти с головы до ног», — предупреждает Татьяна Молодцова, директор туристической компании «Бюро-3-Виза».

Во время карнавала в Базеле можно услышать гугенмузик. Смысл этого традиционного для Швейцарии жанра состоит в том, что музыканты искусно фальшивят и элегантно перевирают известные фолк- и поп-хиты.

При всей своей регламентированной шаловливости Фастнахт не просто развлечение: его участники жестоко пародируют современные политические реалии. Из-за угла вдруг может выглянуть огромная маска диктатора с Ближнего Востока или оскандалившегося премьер-министра одной из стран ЕС. В различных тавернах и ресторанчиках, отмеченных табличкой schitzelbank, труппы актеров исполняют одноименные сатирические куплеты, в которых обрушиваются с критикой на самые разные общественно-политические явления.

Ну а если желаете узнать всю подноготную европейской политики и экономики без приобщения к базельскому диалекту, добро пожаловать на Моргенштрайх. В первый день карнавала рано утром, в полной темноте, под звуки флейт и бой барабанов в городе проходит торжественное шествие с почти двумя сотнями фонарей, расписанных в духе политической карикатуры.

Самба у ног Иисуса

Пожалуй, самый обсуждаемый карнавал — бразильский. По словам преподавателя английского языка Дарьи Коржевой, которая живет в Бразилии вот уже 6 лет, в каждом большом городе страны он свой, с собственными традициями и разными музыкальными ритмами. В Рио-де-Жанейро карнавалов как таковых два. Наиболее растиражированный «карнавал в Рио» — это официальная презентация школ самбы. «Кстати, это удовольствие на любителя: провести всю ночь на стадионе, слушая одни и те же куплеты самбы, не всякий готов», — считает Дарья. Да и костюмы и движущиеся платформы лучше видно по телевизору, чем на самом самбодроме. Правда, за определенную ($500–1000) сумму любой желающий может купить костюм и примкнуть к крутобедрым красавицам-мулаткам прямо на месте, вписавшись в рамки готового сценария.

Но куда больше захватывает уличный карнавал! В нем участвуют организованные костюмированные группы до двух миллионов (!) человек, танцующих под ритмы самбы. В зависимости от числа участников эти группы называются «бандами» (слово не имеет криминального оттенка, а ближе по значению к английскому band в слове джаз-бэнд) и «блоками». Они бывают двух типов — «подвижные», которые медленно маршируют по заранее согласованным маршрутам, и «стоячие», в которых люди поют, играют на духовых инструментах и пляшут в уже отведенных местах. Продержаться долгие часы им помогают не только гигантские порции местного алкоголя, смешанного с энергетическими напитками, но и атмосфера страстной романтики. Для значительной части участников «романы» — это главная цель карнавала. Поэтому накануне по всему городу развешивают плакаты, пропагандирующие безопасный секс.


Одна из самых знаменитых «банд» совершает свой парад в районе, расположенном под правой рукой всемирно известной статуи Христа-Искупителя и в переводе с португальского называемом «Под мышкой Иисуса». Участвует в карнавале и «блок кармелиток» — по легенде, когда-то его ряды пополняли сбежавшие из монастыря монахини. В монашеских одеяниях «кармелитки» выступают до сих пор. На подготовку костюма многие бразильцы тратят не один месяц. «В прошлом году у меня и мужа были костюмы клоунов, в этом — героев бразильских мультфильмов, — делится Дарья. — Мне особенно запомнилась группа, одетая в оранжевые дорожные конусы с головы до ног».

Для неподготовленных туристов участие в уличном бразильском карнавале может оказаться рискованным мероприятием. «Турист в Рио в любое время года может попасть «не туда», там шаг вправо, шаг влево — фавела», — предупреждает Дарья. Обязательно нужен гид, который объяснит, куда и когда идти, чтобы, к примеру, не попасть в криминальный «блок», где каждый год происходят стычки с полицией, или не стать жертвой карманников в неизбежном для бразильского карнавала состоянии алкогольного дурмана.

Рыбку жалко

«Карнавал в городе Санта-Крус, одной из столиц Канарских островов, настолько необычен, что некоторые туристы не могут понять, снится ли им это зрелище или все происходит на самом деле», — рассказывает журналистка Андреа Монтгомери, автор англоязычного портала The Real Tenerife. Чего стоят улицы, заполненные знаменитыми персонажами из телешоу и кинофильмов, а также пестрой смесью представителей субкультур и разных «монашеских» орденов. Не менее популярны и костюмы зверюшек из искусственного меха: зимними ночами в Санта-Крус-де-Тенерифе бывает не только многолюдно, но и относительно прохладно. Правда, в отличие от Бразилии, здесь вам абсолютно ничего не угрожает. Турист может легко влиться в уличную толпу и насладиться карнавалом изнутри.

Четыре лика ночи

Одна из важнейших традиций канарского карнавала — травести-шоу, когда мужчины переодеваются в женщин. Совершенно умопомрачительный эффект это производит на «похоронах сардины» — в «пепельную среду, когда тысячи широкоплечих «вдов» в черных облачениях сопровождают траурный кортеж с гигантской рыбой, рыдая во весь голос». В финале процессии сардину сжигают на костре на самом берегу океана. Обычай имеет такие же корни, как и сожжение чучела зимы во время масленичной недели. Все старое и отжившее должно быть оплакано и уступить место новому, как испокон веков гласит карнавальный закон.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир