Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В петербургском издательстве «Балтийские сезоны» вышла книга «Лишь это и жизнь». Автор — мэтр отечественного театра и кино Леонид Мозговой. С культовым актером Северной столицы, ставшим мемуаристом, встретился корреспондент «Известий».

— Что для вас самое дорогое в этом издании?

— Эта книга — дневники, воспоминания — приурочена к 120-летию со дня рождения моего учителя, актера, театрального режиссера и педагога Бориса Зона. У меня за плечами его школа актерского мастерства, он, в свою очередь, был учеником Станиславского. Зон был основателем Нового ТЮЗа, его ученики — знаменитые актеры Павел Кадочников, Николай Трофимов, Зинаида Шарко, Наталья Тенякова. Школа Зона считалась своего рода знаком качества. Публикую в этом томе посвященные ему стихи, и название книги «Лишь это и жизнь» — тоже стихотворная строчка.

— Органично сыграть роль — задача сложная. Как вы объясняете нюансы студентам, которым преподаете актерское мастерство?

— Что такое актерское мастерство по системе Станиславского? Это умение раскрыть природу актера. Только и всего! Причем Станиславский всё это испытывал на себе. Слово «актер» — от слова «акт» — действие, актер — это человек действующий. И как говорил Зон, «нужно каждый раз играть как будто в первый раз». Присвоить себе чужую жизнь и прожить ее как свою собственную.

— Ребята, которые приходят к вам учиться, сильно отличаются от молодых людей вашего поколения?

— Нет, всё те же. В каждом поколении есть люди, которые к актерской профессии стремятся, считают ее своим призванием. Трудно бывает расставаться, если видно, что у человека есть большое желание, а актерских данных нет. И до сих пор, конечно, важны идеи Станиславского. Это азбука. Так же как ученые открыли законы физики, Станиславский открыл законы театра и рассказал о них в интересной доступной форме.

Леонид Мозговой (профессор Големба) и Григорий Гладий (писатель Виктор Банев) во время съемок российско-французского фильма «Гадкие лебеди» 

Фото: ТАСС/Игорь Акимов

— Олег Басилашвили говорил как-то, что хотел бы, чтобы БДТ — формальный театр, где подчеркивается яркая, современная форма, был соединен с системой Станиславского, русским психологическим театром.

Плохо, когда форма существует ради формы и нет того, что задевало бы сердце. Но и без формы театр невозможен. Формальный театр Мейерхольда — он же тоже из Станиславского вышел. Или, например, пантомима, это ведь тоже форма, но в ней есть драматургия, это не просто бессмысленные выкрутасы. Например, в постановках Славы Полунина всё наполнено и продуманно. Я работал, кстати, со Славой на концертах, не удивляюсь, что он сегодня признанная мировая звезда.

— А в БДТ не приходилось работать?

Недавно художественный руководитель БДТ Андрей Могучий пригласил на роль, с Алисой Фрейндлих должен был кролика играть. Пошел, даже репетировал. Но потом понял, что не мое.

— Не ваш масштаб? 

— Не в этом дело, я уже привык к «самости», мне ближе театр актера — одиночки.

Леонид Мозговой в роли Крота во время съемок фильма «Дюймовочка» режиссера Леонида Нечаева

Фото: ТАСС/Сергей Невров

— Вас считают признанным мастером индивидуального жанра.

— Жанр театра одного актера был особенно популярным в 30–40-х годах прошлого века. Сейчас он фактически сошел на нет. Хотя в каждой филармонии есть такой артист, но на гастроли нас уже не зовут… А ведь совсем недавно я со своим моноспектаклем изъездил всю страну, до самого Сахалина.

— Актер Михаил Ефремов, например, тоже работает на сцене один.

— Это совсем другой жанр. В дотелевизионную эпоху моноспектакль был своего рода инструментом пропаганды русской, да и зарубежной классической литературы. Я работал на всех главных концертных площадках больших городов Советского Союза. Единственным условием было то, чтобы декорации помещались в самолет. Первая моя программа была посвящена поэтам, погибшим на войне, она была о Павле Когане, Михаиле Кульчицком, Николае Майорове. Потом была программа про Окуджаву…

С Булатом Шалвовичем я был лично знаком. Мы встретились с ним в Музее Достоевского, я читал его произведения. Ему понравилось, как я это делаю, он, выслушав, сказал: «Вы мне не подражаете, но уловили мою интонацию». Благодаря его протекции я работал в Москве, в Доме актера, потом в Переделкино. В прошлом году нас пригласила выступить вдова Окуджавы Ольга Владимировна Арцимович. Приходил на тот вечер и поэт Евгений Евтушенко.

— Человека очень ярко характеризует вопрос о Боге. Вы верующий человек?

— Я не очень верю, что какой-то дедушка на облаке сидит, человек не может понять, как произошел этот мир и как он устроен, и поэтому придумывает свои версии. Нет закономерностей, всё лишь случай. Я человек не церковный, но святое за душой у меня есть, никогда не сделаю подлых вещей. А не верю я, в общем, потому, что воспитывался в семье безбожников, отец у меня был профессиональный военный.

— О вашей семье мало что известно.

— Для меня моя семья — это прежде всего папа мой и дяди мои, мама рано умерла. Кстати, у меня один дядя сидел в ГУЛАГе, а другой был в этой системе охранником.

— Слышала, что ваш внук стал актером?

— Андрей проучился три года в театральной академии и ушел. Он очень самостоятельный человек. У него свой ансамбль, и в отличие от меня он очень хорошо играет на гитаре.

Леонид Мозговой и Алла Демидова в сцене из фильма «Русские деньги» режиссера Игоря Масленникова

Фото: ТАСС

— У вас в комнате много книг, фото, вот здесь вы в роли женщины…

— В «Русском ковчеге» у Сокурова я сыграл три роли: вот эту даму, татарина и профессора. Этот снимок был сделан в Чехии.

— В фильмах Александра Сокурова вы были Лениным, Гитлером и Чеховым. Какой знаменитый режиссер на съемочной площадке?

Как там говорил Шариков в «Собачьем сердце»? «Свезло мне!» Сокуров — удивительный человек. Сколько я его знаю, а это больше четверти века, он никого никогда не оскорбил, ни на кого никогда голоса не повысил. Спокойным голосом всегда: «Людочка, подправьте», «Леонид Павлович, занимайтесь делом! Это не ваши проблемы, это сделают реквизиторы!» Вот я старше Сокурова на 10 лет, а у меня такое ощущение, что я его намного моложе, потому как он глубокий, настоящий художник мирового масштаба.

— Вы работали во всех его знаменитых картинах. Почему он выбрал именно вас?

— Сниматься в картине «Камень» меня позвала режиссер Вера Новикова. Мы с ней были знакомы до этого, и вот она мне звонит: «Леня, я сейчас работаю у Александра Николаевича Сокурова. Он ищет актера на роль Чехова. Мне кажется, ты подойдешь».

Чехов в 1992 году — это первая моя роль в кино. Съемки проходили в Ялте, в доме Чехова, в прекрасном саду рядом. Была осень, и вдруг неожиданно выпал сильный снег. И мы сняли эту метель. Это был очень интересный ход, в чеховском саду деревья, как тростиночки, качались от ветра. По сюжету Чехов с того света возвращался к себе в дом.

— Сокуров, как известно, очень тщательно подходит к каждой детали картины. Как вживались в образ Чехова? 

— Я заново прочел многие произведения классика, пересмотрел ранние фильмы, где Чехова играли другие актеры. У зрителя, который смотрит фильм Сокурова, возникает ощущение некой подлинности происходящего в картине и даже потусторонности…Фильм, прямо скажем, получился непростой. Как, впрочем, всё у Сокурова. Этот режиссер снимает для думающих людей. Для тех, кто ходит по выставкам, музеям, читает, слушает классическую музыку.

Леонид Мозговой читает произведение А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» в постановке режиссера Александра Сокурова в Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича

Фото: РИА Новости/Игорь Руссак

— В образ Чехова вживаться приятно. Это замечательная роль и писатель всеми любимый. А вот роль Гитлера…

— И в этот образ приходилось вживаться, а как же! Обязательно. Нужно было понимать все мотивы диктатора. Он же не считал себя злодеем. Он думал, что именно он должен владеть миром. Когда вдумываешься в этот образ, то пытаешься оправдать его действия. Почему герой совершает эти страшные поступки? Его понять очень сложно, но рядом был Сокуров. А с ним ничего не страшно.

— Сокуров много репетирует?

— Почти совсем не репетирует. Он формирует такую благожелательную атмосферу, такое трепетное отношение к актеру, ко всем на съемочной площадке... А если что-то не клеится, то злится только на самого себя.

— После окончания съемок фильма общение с режиссером продолжается?

— Нет, в жизни мы почти не общаемся, не ходим друг к другу в гости, соблюдаем дистанцию, для творческих отношений это все-таки важно.

Справка «Известий»

Леонид Мозговой родился 17 апреля 1941 года в Туле. Окончил ЛГИТМиК (курс профессора Б.В. Зона).

 

Известен не только театральными и киноролями, но и как актер литературной эстрады. Лауреат премий «Ника», «Золотой овен». Ведет актерский курс в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. 

 

 

Читайте также
Прямой эфир