Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

«Я учу любить жизнь и Россию»

Драматург и режиссер Николай Коляда — о творческом патриотизме, магии рынков и одиночестве в Сети
0
Фото: ТАСС/Донат Сорокин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сегодня худруку екатеринбургского «Коляда-театра» Николаю Коляде исполнилось 60 лет. Сейчас режиссер и драматург ставит спектакль «12 стульев» в Польше, но отмечать юбилей вырвался в родной город. Корреспондент «Известий» расспросил актера и режиссера о его новой работе, московском филиале театра и о том, почему Коляда встречает праздник «со слезами на глазах».

— Николай Владимирович, как решили встретить юбилей?

Мы 4 декабря отмечаем еще и день основания театра. Я подготовил к этому событию премьеру «Мата хари — любовь» по моей пьесе. Репетировал до отъезда в Москву и Польшу, а потом оставил режиссера и контролировал процесс по скайпу, командовал понемногу (улыбается). А еще актер Антон Бутаков сделал капустник. Я ему сказал: «Хочу лютое веселье!» Он ответил, мол, будет вам лютое! У него правда прекрасно это получается: я каждый год умираю от хохота.

— С каким настроением юбилей встречаете? Или вы не любитель подсчитывать цифры?

— Да нет, приходится. После юбилея можно идти оформлять пенсию... Мне ж в душе лет 18. Как так получилось? Почему жизнь так быстро проходит? Вчера было 15, а сегодня — 60. Кажется, ничего не успел: ни пьес написать, ни учеников выпустить. Безобразие! Не сильно веселое настроение, если честно. Вот смотрю на канале «Культура» программу обо мне. Думаю, надо же — не забыли. Мне немного обидно, что Коляду часто воспринимают эдаким простаком, мол, только танцы да шманцы. А никто ведь всерьез пьесы не читал, не рецензировал. Не пытался понять, что это за театр у нас такой и почему в нем всегда битком. Наверное, потому что мы из провинции, значит, можно и обругать. Немножко грустно от этих мыслей, а с другой стороны — да и черт бы с ним. Время всё расставит по своим местам.

— Может, и из провинции, но филиал-то уже и в Москве открыли...

Театр новых пьес был задуман для того, чтобы познакомить москвичей с современными произведениями. Сегодня молодых драматургов не знают, в театрах их почти не ставят. Мы решили попробовать исправить ситуацию. Мой бывший актер Олег Билик возглавил театр в качестве директора, Володя Данай стал главным режиссером. Зимой провели кастинг: отобрали из 300 пришедших актеров 38 человек. Они станут костяком нового театра.

— Насколько помню, вы не прослушивали артистов, а просто говорили с ними...

— Я ведь драматург — инженер человеческих душ. Мне было достаточно просто посмотреть человеку в глаза, чтобы понять, можно с ним работать или нет. Спустя полгода все пришли: бьют копытом и горят желанием играть. Посмотрим, как дальше всё сложится.

— Если не секрет, что вы видите в глазах артистов такое, что понимаете: это человек вашей крови?

— Ну как что? Простодушность и искренность. А еще по глазам видно, если человек уже прожжен профессией, зол и холоден. Как у Набокова: «У артиста было лицо, захватанное ролями». Он сыграет тебе всё что хочешь, но именно таких мне не надо. По мне это порченые люди, их уже не переделаешь. Меня часто спрашивают, как я их отбирал. Всегда отвечаю, что приблудных кошек выкидывать нельзя. Я же вижу по глазам, что человек хочет, его тянет в театр. Раз «приблудился», пусть пробует. А артиста я могу сделать из любого человека. При условии, что он порядочный, искренний и честный.

— Николай Владимирович, полюбовался вашими закупками костюмов перед поездкой в Москву. Честно говоря, удивлен: известный драматург сам мотается по рынку и высматривает реквизит, одежду...

-— И не говори, просто безобразие! (Улыбается.)

— А помощники?

— А как можно отправлять кого-то? Они ведь не то купят, а еще хуже — задорого. А потом меня на рынке в Екатеринбурге все узбеки и таджики знают, за своего принимают. Всегда горят: «Тебе скидка, потому что мусульманин». Еще я получаю колоссальное удовольствие от общения с людьми на рынке. Иногда нахожу на прилавках вещи, благодаря которым рождается художественное решение спектакля. Весной ставил «12 стульев», увидел на рынке различных игрушечных кошечек, и меня переклинило. Решил ими оформить сцену. Знаете, сработало: зритель в восторге. Во-первых, главный герой — Киса Воробьянинов, во-вторых, кошечек все любят.

Это же ведь не придумаешь на диване, надо было их увидеть, чтобы созрело решение. А потом корона у Коляды с головы не свалится, если он всё своими руками сделает. Мне глубоко начихать, что я заслуженный деятель искусств. Наверное, для московских режиссеров и руководителей театров это немного дико и отдает колхозом. А я так живу и по-другому не буду.

— Наверное, для драматурга такой выход в люди — хорошее подспорье для будущих работ?

Драматург — это прежде всего ухо. В прошлом году к нам в Екатеринбург приезжала Людмила Петрушевская. После концерта мой ученик попросил ее дать совет начинающим драматургам. Она улыбнулась и через большую паузу протяжно произнесла: «Слушайте!» Все удивленно переглянулись, мол, всё что ли? А я подумал: Боже, да она гениальная баба. Ведь драматург — это умение слышать живую речь, фиксировать то, что происходит на улице. Я вот молодец, не сидел в 1990-е, а писал каждый год по шесть пьес. Скоро выйдет собрание моих сочинений в 12 томах, уже вышло 11. Перечитывал и удивлялся: как я смог схватить русский разговорный язык за хвостик и вставить его в пьесы?

— Что сегодня вы слышите, находясь среди людей на улице? Куда мы движемся?

Не знаю уж, куда мы движемся, но я часто стал наблюдать нездоровую истерию. Особенно в соцсетях. Постоянно ограждаюсь от агрессии и хамства. Все нетерпимы до невозможности. У меня ощущение, что агрессия просто разлита в воздухе. Люди спорят по любому поводу. У нас же страна советов. Пожаришь картошку, выставишь фото в соцсеть — и начинается: 300 комментариев о том, как надо правильно жарить, при какой температуре и прочее. Может, я обманываюсь: не все ведь сидят в интернете, а может, так оно и есть.

— Как думаете, откуда столько негатива?

Да потому что социальные сети заменяют общение. Напишешь какую-то фигню и ждешь, когда люди откликнутся. Мы разучились разговаривать друг с другом, теперь даже материмся и выпиваем через интернет. Я летел в Москву, смотрю — все пассажиры в этих гаджетах сидят. Никто даже «здравствуйте» не скажет соседу. И я не сказал. Достал тоже телефон: думаю, ну вас, кто его знает, как воспримут человека без техники (улыбается). Сегодня боятся общаться, уходят в себя и свое одиночество.

— Вы планируете через Театр новой пьесы познакомить зрителя с работами уральских драматургов новой волны. О чем они сегодня пишут, какие темы интересны?

— Пишут в основном про любовь, семью, ищут смысл жизни, пытаются понять, для чего мы живем. Те, кто говорят, что современная драматургия — чернуха или порнуха, просто не читали пьес. Мне они видятся совершенно другими. Моя ученица из Уфы Ангиза Ишбулдина недавно написала пьесу «Кисельные берега» — дико смешная история. Сейчас пьесу ставят у нас в Екатеринбурге в Центре современной драматургии. По мотиву и юмору напоминает «Любовь и голуби». Однако ни один театр не захотел ее поставить. Только Марина Брусникина прочитала с актерами МХТ имени Чехова, и, говорят, был невероятный успех. А ставить-то что, боятся?

Посмотришь на репертуар: опять Чехов, Фонвизин, Грибоедов. С Островским так вообще анекдот. Какой-то режиссер почитал современные пьесы и сказал, что это очень жестокий и страшный материал. Взялся за «Грозу». Екарный бабай — так в пьесе-то что в конце происходит? Катерина жизнь самоубийством кончает. А у Шекспира? Всех насилуют, убивают, герои сходят с ума. Там, значит, можно, а в современной драматургии — нет? Думаю, у меня хорошие ученики. Я учу их любить прежде всего жизнь и Россию. Сейчас уезжал и дал задание написать пьесу под названием «Снится Россия». Красиво ведь звучит. Не знаю, что в итоге получится. Пишут пока.

Справка «Известий»

Николай Коляда — режиссер, актер, прозаик и драматург. В 1977 году окончил Свердловское театральное училище.

Автор более 120 пьес. В 2001 году создал в Екатеринбурге частный «Коляда-театр». Поставил на его сцене около 50 пьес как молодых уральских драматургов, своих учеников, так и отечественных и зарубежных классиков. Заслуженный деятель искусств РФ.

 

 

 

Читайте также
Прямой эфир