Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Политика
Захарова уличила Зеленского в подрыве мирных усилий
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Правоохранители задержали сбежавшего из колонии гражданина Китая в Приморье
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Путин прокомментировал слова Лукашенко о георгиевской ленте
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Эль Лисицкий вернулся в Москву

На крупнейшей ретроспективе демонстрируется около 200 работ художника-авангардиста
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Третьяковская галерея совместно с Еврейским музеем и центром толерантности представила крупнейшую в России ретроспективу Эля Лисицкого. Впервые такой проект охватывает сразу две площадки: здание Новой Третьяковки на Крымском Валу и Бахметьевский гараж.

Для зрителя, желающего увидеть всё и сразу, это, конечно, минус. С другой стороны, обе части выставки самодостаточны и, чтобы составить представление о творчестве великого авангардиста, достаточно посетить хотя бы одну из них.

— В России нет ни одной живописной работы Лисицкого. И это ответ на вопрос, почему ранее не предпринималось попыток сделать масштабную ретроспективу этого художника, — пояснила генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

В Еврейском музее экспозиция открывается ранними работами Лисицкого — лубочными иллюстрациями к книгам на идише. Раритетные издания на выставке лежат под стеклом, но можно полистать их виртуальные версии на экране планшета. Самый интересный экспонат — четырехметровый свиток с текстом Мойше Бродерзона «Пражская легенда» («Сихат Хулин»), оформленный литографиями Лисицкого, раскрашенный тушью и помещенный в деревянный ковчег. Эта работа датируется 1917 годом.

Позже Лисицкий станет одним из ведущих книжных иллюстраторов в СССР — в его оформлении выйдут сборники Владимира Маяковского, сценарии фильмов «Ленин в Октябре» и «Встречный», трактаты Казимира Малевича (эскизы обложек и сами книги можно увидеть на выставке). Именно Малевич — учитель Лисицкого — предложил ему разработать трехмерную версию супрематизма. Проще говоря, вместо квадратов и кругов в пространстве должны были парить кубы и шары. Лисицкий воплотил задумку в 1919-м, создав своего рода эскизы города будущего — архитектурную утопию. Отсюда и предложенный им неологизм для новоизобретенного жанра: проун — «проект утверждения нового». Самые ценные проуны, выполненные маслом или темперой на холсте, можно увидеть только на Крымском Валу. В экспозиции их всего шесть, и все они приехали из-за рубежа.

Интенсивная работа в этом направлении шла в течение пяти лет, именно проуновская «пятилетка» принесла художнику мировую известность и вывела его в лидеры европейского авангарда. Логично, что в московской ретроспективе проуны занимают центральное место и количественно доминируют над остальными экспонатами. Правда, почти всё это графика — с цветом (как правило, очень скупым, нейтральным) и однотонная.

Впрочем, такие аспекты, как цветовая выразительность, характер мазка, толщина красочного слоя, были для художника вторичными. Свои проуны он видел ступенью на пути к работам в реальном городском пространстве. И, вернувшись в Советский Союз из эмиграции, стал проектировать здания. В частности, предложил идею горизонтальных небоскребов — на выставке демонстрируются поражающие воображение эскизы неосуществленного проекта у Никитских Ворот. 

Лисицкому-архитектору удалось реализовать лишь один свой замысел: это типография журнала «Огонек», построенная в 1932 году. Куда больше повезло экспериментам Лисицкого в сфере дизайна. В 1930-е он оформлял основные советские экспозиции за рубежом, а плакат 1941 года «Всё для фронта, всё для победы» был знаком каждому жителю страны. Им и завершается третьяковская экспозиция.

В этом, с одной стороны, можно усмотреть счастливый финал истории: художник, несмотря ни на что, нашел реализацию на родине. Но, с другой стороны, Лисицкий-идеалист оказался своим современникам не нужен. И только сегодня мы наконец можем оценить его творчество в полной мере.

 

Читайте также
Прямой эфир